МИНЭНЕРГО: АЛЬТЕРНАТИВЫ КТК ПОКА НЕТ
В будущем возможно строительство трубопровода от Актау до Курыка.
Фото: pixabay.com
В ближайшей перспективе министерство энергетики не видит полноценной альтернативы для замены экспортного маршрута казахстанской нефти по КТК. Варианты замены изучаются, но все они требуют долгого времени для реализации.
«На сегодняшний день в краткосрочной перспективе полноценной альтернативы замене экспортного маршрута КТК не имеется, так как из общего объема экспорта 70,5 млн тонн по маршруту через КТК экспорт составляет 56,6 млн тонн или 80%», – сообщили в министерстве.
Вместе с тем, в ведомстве создана рабочая группа по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) с участием заинтересованных государственных органов и компаний. Также, в июне 2023 года КМГ и SOCAR подписали Меморандум о стратегическом сотрудничестве по транзиту казахстанской нефти через территорию Азербайджана, в рамках которого разработана Дорожная карта по увеличению объемов транзита казахстанской нефти. Кроме того, была обеспечена договоренность по транспортировке казахстанской нефти через Баку-Тбилиси-Джейхан в объеме 1,5 млн тонн в год, по итогам которого объем прокачки составил порядка 1 млн тонн нефти. Прорабатывается вопрос с азербайджанской стороной по рассмотрению возможности транспортировки казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Супса в объеме до 5 млн тонн в год.
«В марте 2024 года между KMГ и SOCAR было подписано Соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через Азербайджанскую Республику. По итогам переговоров азербайджанская сторона выразила готовность об увеличении объемов по принятию казахстанской нефти до 2,2 млн тонн в год», – уточнили в минэнерго.
Кроме того, в рамках договоренностей между казахстанской стороной с германской и российской сторонами по транспортировке казахстанской нефти через систему ПАО «Транснефть» была обеспечена договоренность транспортировки нефти в объеме до 1,2 млн тонн в год по нефтепроводу Атырау-Самара через систему Дружба в направлении НПЗ «Шведт» в Германию, по итогам которого объем прокачки в 2023 году составил порядка 1 млн тонн нефти. Стороны согласовали на 2024 год техническую возможность транспортировки казахстанской нефти через систему Дружба в направлении НПЗ «Шведт» в прежних объемах, до 1,2 млн тонн в год.
Поскольку казахстанская нефть экспортируется преимущественно на рынок Европейского союза (Италия, Франция, Нидерланды, Франция, Испания и др.), Турция, США и в страны Азии (Южная Корея, Япония, КНР), значительная часть экспортных объемов транспортируется транзитом через Россию (КТК, трубопроводы Атырау-Самара и Махачкала-Новороссийск). Эти маршруты транспортировки обеспечивают наилучшие показатели доходности для казахстанских нефтедобывающих компаний. Так, по итогам 2023 года объемы транспортировки казахстанской нефти транзитом через территорию РФ составили 65,8 млн тонн, или 93% от общего казахстанского экспорта нефти.
«Поддержание существующих маршрутов, особенно обеспечение надежной работы трубопровода КТК, остается приоритетом для Казахстана для обеспечения бесперебойного экспорта нефти. Однако его безопасная и эффективная работа зависит от западного оборудования и услуг. На сегодняшний день Министерством совместно с АО «НК «КазМунайГаз» и международными нефтяными компаниями и КТК предпринимаются все усилия для бесперебойного обеспечения поставок оборудования в адрес КТК. Казахстанской стороной проводятся консультации с соответствующими уполномоченными органами ЕС, США (OFAC) и Великобритании в целях разработки соответствующих освобождений/исключений в рамках законодательства ЕС/Великобритании по поставкам товаров и услуг для КТК для обеспечения его стабильной и надежной работы», – подчеркнули в министерстве.
При этом в среднесрочной перспективе рассматривается возможность строительства нефтепровода от Атырау до Курыка. Также возможно увеличение транскаспийских морских перевозок нефти до 7 млн тонн в год, что соответствует существующим мощностям порта Актау. Для этого потребуется порядка 10 новых танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн для обеспечения безопасных перевозок. Также будет изучаться возможность строительства нефтепровода по дну Каспия.
UTC+00