finance.kz

ИНОСТРАННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ПРЕДЛАГАЮТ РЕГИСТРИРОВАТЬ В КАЗАХСТАНЕ

Правительство намерено развивать электронную торговлю, вплоть до оцифровки «магазинов у дома».

В развитии электронной торговли акцент будет постепенно смещаться в сторону требований качества и безопасности товаров, защиты персональных данных покупателей и прав потребителей. Экономическую эффективность этого сектора в правительстве оценили настолько, что дано поручение оцифровать всю торговую деятельность.

 

«В Казахстане за 2024 год объем электронной торговли превысил ₸3,2 трлн и составил 14,5% от всей розничной торговли. Отрасль позволила создать более 300 тысяч рабочих мест, а рост производительности труда составил более 30% по отношению к традиционным магазинным и рыночным продажам. Это, безусловно, несёт положительный эффект для национальной экономики. (…) С другой стороны, возникают вопросы с защитой прав потребителей, интеллектуальной собственности и персональных данных наших граждан. Уровень качества товаров на маркетплейсах также вызывает вопросы. Не только иностранные площадки, но и отечественные маркетплейсы не гарантируют качество. Информация о подлинности товара часто отсутствует. Это создаёт риски как для потребителей в приобретении некачественного товара, так и для производителей, которые сталкиваются с недобросовестной конкуренцией. Для решения всех этих вопросов министерству торговли и интеграции необходимо выработать конкретные предложения и меры по цифровизации всей торговой деятельности в Казахстане, в том числе рынков и небольших магазинов «у дома», - заявил премьер-министр Олжас Бектенов на заседании правительства во вторник.

 

По данным министерства торговли и интеграции, сегодня активные онлайн-компании составляют 12,6% всех предприятий розничной торговли. При этом производительность онлайн-торговли на 33% выше, и эти компании обеспечивают 60% налоговых поступлений в секторе розничной торговли. Торгующие онлайн компании заплатили больше налогов (₸360 млрд против ₸240 млрд), хотя их доля на рынке количество самих компаний значительно меньше (505 тыс. против 73 тыс. компаний). А отечественные маркетплейсы оплатили налогов на сумму ₸135,2 млрд.

 

Вместе с ростом торговли увеличивается и количество жалоб на качество товаров. В минторговли проанализировали международную практику и выработали несколько предложений. В их числе - введение обязательных условий для работы иностранных платформ, не ниже чем для отечественных, в части соблюдения требований по безопасности товаров, борьбы с контрафактом, защите прав потребителей, хранению и защите личных данных. По опыту ЕС, предлагается внедрение электронной платформы для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов.

 

При этом для поддержки развития отечественного сектора Е-СОМ минторговли предлагает упростить процедуры таможенного оформления и оптимизировать нефискальные сборы при импорте; ввести специальные налоговые режимы для субъектов электронной торговли; провести оптимизацию налогового администрирования.

 

Премьер-министр со своей стороны поручил также «нарастить имеющийся потенциал национального оператора – «Казпочты». Он пояснил, что поскольку «Казпочта» «предоставляет широкий спектр услуг населению с самой масштабной сетью филиалов в стране, соответственно, компания несет большие затраты и не может активно развиваться». Поэтому министерствам цифровизации и торговли поручено в месячный срок разработать соответствующий план развития национального почтового оператора. Будет ли в рамках этого плана докапитализироваться почтовый оператор – пока неизвестно. 

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram