УПРАВЛЕНИЕ ГОСФИНАНСАМИ: ЧИНОВНИКИ ОЦЕНИЛИ СВОЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Оценка сложилась позитивная – всё развивается строго по плану.
Министерство национальной экономики опубликовало отчёт о реализации Плана действий по реализации Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года. Оценивалась деятельность за период 2022-2024 годы. Судя по количеству исполненных позиций, в целом в министерстве остались удовлетворены результатами.
Неисполненным остался индикатор по снижению ненефтяного дефицита к 2030 году до 5,0% к ВВП. В частности, в 2024 году он должен был снизиться до 7,9% к ВВП, однако фактический ненефтяной дефицит зафиксирован на планке 8%. Но этому нашлось логическое, и даже позитивное объяснение:
«Отклонение в относительном выражении обусловлено снижением фактического объема валового внутреннего продукта по сравнению с прогнозом: ₸134,3 трлн против ₸135,0 трлн. Расчёты произведены на основе предварительной оценки ВВП, тогда как отчётные данные, которые, как правило, оказываются выше, будут опубликованы в августе текущего года. Это может привести к снижению итогового значения ненефтяного дефицита в процентах к ВВП. Отклонение в номинальном выражении связано исключительно с превышением поступлений от экспортной таможенной пошлины на сырую нефть – ₸1,6 трлн при плановых ₸1,4 трлн, что обусловлено ростом мировых цен. Таким образом, превышение показателя над планом сформировано за счёт дополнительных доходов», - поясняется в отчёте.
Ещё один важный целевой индикатор - снижение дефицита бюджета. Согласно плану, к 2030 году он должен составлять 2% к ВВП, а по итогам 2024 вместо планируемых 2,9% составил 2,7%. Но это – по предварительной оценке, окончательные же данные МНЭ ждёт только в августе.
Третий целевой индикатор - сохранение государственного долга в 2030 году не выше 32,0% к ВВП, в том числе долга правительства - не выше 27,5% к ВВП, долга квазигосударственного сектора - 21,2% к ВВП. С достижением этого показателя, можно сказать, справились досрочно: по итогам 2024 года долг квазигосударственного сектора составил 17,5% к ВВП при лимите не более 21,2%.
Одна из важнейших задач – смещение вектора государственного заимствования с внешнего рынка на внутренний. А в случае выхода на внешние рынки капитала правительству предписано «в первую очередь рассмотреть инструменты финансирования в тенге с учетом приемлемого уровня доходности». С этой задачей правительство тоже справилось успешно: для финансирования дефицита бюджета и погашения ранее привлеченных займов объём заимствования в 2023 году составил ₸5,3 трлн, при этом за счёт выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке привлечены средства на сумму ₸5,1 трлн или 95% от запланированного объёма заимствования. В 2024 году этот подход сохранился, а в 2025 году - продолжился.
В целом, большинство пунктов отчёта приведены с пометкой «исполнено» и «снят с контроля» (как выполненная задача). На исполнении остаётся важное направление по сокращению количества налоговых льгот, что предусмотрено налоговой реформой и новым налоговым кодексом, который находится на рассмотрении депутатов сената.
UTC+00