finance.kz

РЫНОК АВИАТОПЛИВА: АЗРК СЧИТАЕТ ПРИСУТСТВИЕ НАЦКОМПАНИИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ

Как минимум, государство должно оставаться на рынке до решения существующих проблем.

Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ товарного рынка по первичной оптовой реализации авиационного топлива в 2022-2024 годах. Главная задача такого анализа – определить наличие барьеров на рынке, препятствующих развитию конкуренции.

 

Анализ показал, что игроков на этом рынке более чем достаточно: в 2022 году отгрузку авиатоплива на внутренний рынок осуществляли 62 субъекта рынка, 97 субъекта рынка в 2023 году, 71 субъект – в 2024 году. Однако их доли на рынке распределены слишком неравномерно. Так, в 2022 году на ТОО «PETROSUN» приходилось 55,5% рынка, на АО «НК «КазМунайГаз» – 25%, а доля остальных субъектов составила 19,5%. В 2023 году ТОО «PETROSUN» занимал 54% рынка, группа лиц КазМунайГаз в составе АО «НК «КазМунайГаз» (ТОО «КазМунайГаз – Аэро») и ТОО «ПКОП» – 28,5%, доля остальных субъектов – 18%. В 2024 году на группу лиц CNPC: ТОО «PETROSUN», ТОО «KC Energy group» пришлось 53%, на группу лиц КазМунайГаз в составе АО «НК «КазМунайГаз» (ТОО «КазМунайГаз – Аэро»), ТОО «АНПЗ» и ТОО «ПКОП» – 32%. Доля остальных субъектов составляет – 15%.

 

К слову, эти же группы - ТОО «PETROSUN» и АО «НК «КазМунайГаз» по итогам проведенного Анализа рынка оптовой реализации бензина марок Аи-92, Аи-95, дизельного топлива (летнее-зимнее) и авиакеросина, по итогам 2020 года и январь-сентябрь 2021 года были определены обладателями ключевой мощности на товарных рынках первичной оптовой реализации отдельных видов нефтепродуктов в рамках прямых поставок, вне товарных бирж (бензин, авиационное и дизельное топливо).

 

АЗРК отмечает, что группа лиц CNPC (ТОО «PETROSUN», ТОО «KC Energy group») с долей доминирования – 53%, группа лиц КазМунайГаз с долей доминирования – 32%, при совокупной доли 85% «имеют рыночную власть на реализацию авиационного топлива». Поэтому АЗРК рекомендовал признать обе группы обладателями ключевой мощности на рынке реализации авиационного топлива.

 

Появление новых игроков на этом рынке осложняется экономическими барьерами. В их числе – требование о владении собственными резервуарами для хранения нефтепродуктов, а также административные ограничения, вводимые государственными органами (аккредитация нефтебаз, контроль со стороны экологического законодательства, стандарты и требования, предъявляемые к качеству нефтепродуктов). Для поставщиков нефти или давальцев административным барьером является требование законодательства, согласно которому поставщиком нефти признаётся лицо, взаимосвязанное с недропользователем, при соблюдении не менее чем одного из следующих условий: поставщику нефти принадлежат 50% и более акций (долей участия в уставном капитале) в недропользователе; недропользователю принадлежат 50% и более акций (долей участия в уставном капитале) в поставщике нефти; поставщик нефти и недропользователь контролируются лицом, которому принадлежат 50% и более акций (долей участия в уставном капитале) в поставщике нефти и недропользователе. Для оптовых поставщиков нефтепродуктов административным барьером является требование о владении на праве собственности или иных законных основаниях базой нефтепродуктов .

 

Также отмечается, что рынок авиатоплива сегодня характеризуется наличием посредников в виде розничных реализаторов (в том числе аэропортов) и оптовых реализаторов нефтепродуктов, осуществляющих функцию хранения и доставки до территории аэропорта. При этом на рынке хранения авиационного топлива существует монопольное положение аэропортов, позволяющее им ограничивать доступ на рынок розничной реализации авиатоплива. 

 

«Сложившаяся ситуация не стимулирует аэропорты запускать альтернативных поставщиков авиатоплива, учитывая возможности аэропортов получать сверхмаржинальность на рынке реализации авиатоплива, недоступную на рынке аэропортовых услуг в связи с имеющимся регулированием и необходимостью в рамках регулирования направлять всю прибыль в деятельность аэропорта. В этой связи, видится целесообразным присутствие КМГ на всей цепочке реализации авиатоплива до решения вопроса доступа к инфраструктуре и увеличения мощностей хранения авиатоплива на территории аэропортов. Данные обстоятельства обосновывают принимаемые решения правительства предусматривающий предоставление ТОО «КазМунайГаз-Аэро» (дочерней компании КМГ) права на осуществление розничной реализации авиатоплива в рамках инвестиционных проектов по строительству топливозаправочных комплексов и инфраструктуры хранения авиатоплива», - отмечает АЗРК.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram