finance.kz

ТАКСИ, МЕЖГОРОД: АЗРК ПРОВЕРИЛА РЫНОК УСЛУГ МЕЖДУГОРОДНИХ ТАКСИ

В числе решений – налоговые льготы и автоматическая регистрация субъекта МСБ.

Агентство по защите и развитию конкуренции провело анализ рынка услуг такси с применением аппаратно-программного комплекса и (или) мобильного приложения заказа такси на междугородних пассажирских перевозках.

 

Рынок услуг такси представлен несколькими агрегаторами. Как показал опрос, проведённый в рамках анализа, первое место среди таких сервисов занимает inDriver, которым чаще всего пользуются 82%. На втором месте - Яндекс.Go, который предпочитают 23%. Всего же в стране действует 8 операторов мобильного приложения заказа такси.

 

Среди пользователей междугородних поездок 68% приходится на возрастную группу 25–44 лет. Реже одного раза в месяц междугородним такси пользуются 55%, 1–2 раза в месяц — 25%, 3–4 раза в месяц — 15%, несколько раз в неделю — 1%.

 

При выборе сервиса для 78% респондентов на первом месте находится цена поездки. На втором месте безопасность (61% респондентов), комфорт - 59%. Скорость и удобство заказа занимают средние позиции. При этом 28% респондентов готовы переключиться на автобус при незначительном повышении цены. Значительная доля остаётся в такси (72%), что свидетельствует о высокой приверженности удобству и гибкости. 44% респондентов готовы переключиться на автобус при незначительном повышении цены, но 56% остаётся в такси.

 

При проведении анализа АЗРК выявил экономические барьеры для развития конкуренции на рынке такси. В частности, требуются инвестиции для разработки IT-платформы, также необходимы техническая поддержка и обеспечение безопасности данных. Для этого требуется устойчивое финансирование на долгий срок, и конкуренция с крупными игроками требует крупных инвестиций.

 

Существуют также административные ограничения. В частности, закон «Об автомобильном транспорте» требует от физических лиц перед началом осуществления деятельности в качестве перевозчика такси направлять в местный исполнительный орган уведомление о начале деятельности. Также перевозчики такси обязаны использовать для перевозок единую цветовую гамму и отличительные обозначения, допускать водителей к управлению такси после заключения с ним трудового договора, обеспечивать прохождение предрейсового технического осмотра автотранспортных средств, соблюдать режим труда и отдыха водителей такси.

 

С другой стороны, есть проблемные вопросы защиты прав водителей. Так, на данный момент, данные о фактическом нарушении для оспаривания водителем факта нарушения водителям не предоставляются. То есть, при отказах водителей от перевозок во избежание конфликтных ситуаций (к примеру, отказ от перевозки в нетрезвом состоянии клиентов, агрессивного поведения, о большем количестве пассажиров чем имеется мест в автомобиле или большом количестве багажа и т.п.) им снижают рейтинг и впоследствии блокируют, то есть водитель находится в заведомо проигрышной ситуации.

 

У АЗРК также возникли вопросы в части платформенной занятости. Базово развитие платформ расширяет возможности заработка для граждан, развивает цифровые навыки, стимулирует предпринимательство, создает условия для развития конкуренции. Вместе с тем, есть определённые проблемы у тех же водителей, работающих через платформы, в том числе с предоставлением необходимой документации.

 

Для масштабирования платформенной занятости, снижения издержек исполнителей-водителей и создания равных условий для всех участников рынка Агентством предложен ряд мер. В частности, предлагается внести изменения в налоговое законодательство для учета расходов юридических лиц на услуги исполнителей (водителей-ИП). По мнению АЗРК, необходимо предоставить законодательную возможность вычета по корпоративному подоходному налогу (КПН) расходов юридических лиц на услуги, приобретенные у исполнителей интернет-платформ, на основании чеков, сформированных в мобильном приложении «E-Salyq Business». На данный момент для оформления вычетов на расходы (выплаты в адрес исполнителей), согласно налоговому законодательству, требуется оформление платформенными исполнителями всех первичных документов АВР и ЭСФ на регулярной основе. Этот процесс требует наличия персонального компьютера и знаний бухгалтерского учета, а абсолютное большинство платформенных исполнителей не обладают ими. Текущие административные сложности являются серьёзным барьером для платформенной занятости и существенно снижают интерес к ней.

 

Также АЗРК предлагает внедрить автоматическое присвоение статуса ИП исполнителям в рамках интернет-платформ. В частности, предложено реализовать механизм автоматического (без уведомления или с автоматическим уведомлением через платформу) присвоения статуса ИП с применением специального налогового режима с использованием мобильного приложения (СНР СМП) либо внедрить автоматическое проставление СНР СМП в качестве вторичного режима, распространяемого на всех исполнителей, получающих доходы через интернет-платформы. Это значительно снизит административные барьеры и упростит процедуру постановки исполнителей на корректный налоговый режим.

 

Агентство предлагает обеспечить мгновенный автоматический безуведомительный переход исполнителей на новый налоговый режим; а также дать право совмещать несколько налоговых режимов для исполнителей платформенной занятости, дополнительно осуществляющих иные виды деятельности.

 

АЗРК предлагает госорганам принять такие меры: министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности – разработать государственные электронные карты с открытыми портами, для снижения затрат для входа на рынок потенциальных конкурентов; министерству транспорта – усилить контроль за деятельность услуг такси по соблюдению требованиям законодательства; министерству финансов – внести изменения в налоговый кодекс для снижения издержек исполнителей-водителей и создания равных условий для всех участников рынка в платформенной занятости.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram