ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДСТВО: БИЗНЕС ПРОСИТ ГОСПОДДЕРЖКУ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ
Производители «органики» настаивают на расширении мер госпомощи сектору.
Органическое сельское хозяйство и производство «чистой» продукции принято считать некоей «фишкой» казахстанского агропромышленного комплекса. На протяжении многих лет звучали тезисы о большом потенциале именно этого направления отрасли, как об экспортоориентированном. Главным потребительским рынком называлась Европа, где выращенную без применения различной «агрохимии» продукцию готовы покупать с наценкой минимум на 30%.
Несмотря на такую, казалось бы, хорошую перспективу, в органическое земледелие стремятся далеко не все сельхозпроизводители. На сегодняшний день сертифицированных производителей органики в стране – порядка 40 предприятий. А площадь органических полей в стране – около 200 тыс. га (при общем объёме посевных площадей свыше 23 млн га). В структуре экспорта «органики» - вовсе не готовая продукция, а сырьё. Согласно данным, озвученным представителем министерства сельского хозяйства в ходе заседания комитета мажилиса по аграрным вопросам, в 2023 году Казахстан экспортировал порядка 26 тыс. тонн органической продукции, и в основном это пшеница, лён, соя, соевый жмых, горох, чечевица, сафлор, конские бобы на общую сумму $14,3 млн. Основные страны-покупатели - Германия, Швеция, Бельгия, Чехия, Польша, Литва, Латвия.
Производители органической сельхозпродукции получают субсидии от государства в рамках общих условий оказания господдержки субъектам АПК. Единственное исключение – для них должны покрываться затраты на сертификацию (сертификат соответствия производства органической продукции), в размере 50% от затрат, и за счёт средств местных бюджетов. По официальным данным, в 2024-2025 годах средства по данной программе не выделялись ввиду отсутствия заявок, однако минсельхоз при уточнении бюджета направлял соответствующие заявки на общую сумму ₸146,8 млн. Сейчас заявка находится на рассмотрении минфина.
Кроме того, с 2028 года планируется внедрение государственной поддержки при приобретении сельхозпроизводителями органических удобрений (сейчас субсидируется только стоимость минеральных видов удобрений). Однако в настоящее время регистрация и учёт органических удобрений в Казахстане не осуществляется, поэтому госорганы проводят работу по подготовке правовой базы к внедрению нового инструмента поддержки.
У производителей органической продукции – своё видение насущных проблем отрасли. Директор ТОО QAZAQ BIO CONTROL Илья Пампур, выступая на заседании комитета мажилиса, обратил внимание, что в мире рынок органической продукции растёт на 7-10% ежегодно. В Казахстане при этом внутреннего рынка для органики фактически нет.
«Внутренний рынок - очень важное направление, мы сами находимся здесь, и это связано с потреблением чистой экологической продукции. На сегодняшний день контроля за продукцией, так скажем, неорганической, нет, насколько мы знаем, не проводятся достаточные проверки на пестициды, на химикаты. И органическая продукция является гарантией того, что это сертифицированный продукт, он действительно не содержит химикаты, пестициды» - отметил он.
Указав на проблему отсутствия субсидирования, глава предприятия обратил внимание на необходимость информирования населения о качестве органической продукции. Он полагает, что благодаря просвещению, «потребительская способность будет выше», так как у людей сформируется понимание, что является органической продукцией, а что – нет.
«Проблема greenwashing, которая, мы надеемся, будет решаться. Необходимо убрать с полок магазина продукцию, которая выдает себя за экологическую и органическую, но на самом деле не имеет сертификации должной. Такая продукция на самом деле пагубно сказывается на сбыте органической продукции, создаёт неконкурентные преимущества тем, кто не сертифицирован. И мы надеемся, что этот вопрос также будет решён», - обратился Пампур к депутатам.
Необходимость просвещения поддержал и представитель ТОО «Диканшы» Станислав Измоденов, подчеркнув, что «необходимо развивать внутренний рынок через господдержку, необходимо просвещение потребителей, продвижение органического питания в детских садах, школах и больницах». Он также заострил внимание на экспортных вопросах органической продукции.
«Несмотря на то, что органическая продукция из Казахстана успешно конкурирует по качеству с той же европейской, логистика остаётся слабым местом. На данный момент в Казахстане выделяют субсидии на логистику в Афганистан, в Иран, в Китай, для дальнейшей транспортировки товара в судном. Однако в Европу субсидии не предусмотрены. Стоимость поставки в Европу постоянно растёт. Если мы хотим стабильно развивать экспорт органической продукции в Европу, то необходимо ввести хотя бы частичную компенсацию логистических затрат», - заявил он.
В 2025 году на поддержку агропромышленного комплекса в целом правительством выделено ₸700 млрд.
UTC+00