ГЛОБАЛЬНЫЙ СБОЙ ПО CROWDSTRIKE: УРОКИ И ВЫВОДЫ
Эксперт по кибербезопасности рассуждает, что нужно сделать для предотвращения глобальной остановки всех систем
Миллионы компьютеров корпоративного сектора, транспортных узлов от вокзалов до аэропортов, от больниц до администраций городов по всему миру были отключены в одно мгновение из-за общего сбоя в системе. Евгений Питолин, независимый эксперт по кибербезопасности, IT и маркетингу, объясняет причины и последствия произошедшего события.
Кто прав и кто виноват — хронология событий
19 июля 2024 года обновление ПО от CrowdStrike стало причиной исторического сбоя в работе операционной компьютерной системы в разных странах. Многие отрасли вынужденно приостановили работу — здравоохранение, банковский сектор, авиаперевозки и другие. Проблема коснулась 8,5 миллионов компьютеров и серверов, к которым была подключена платформа кибербезопасности CrowdStrike.
Всему виной стали непроверенные обновления CrowdStrike, которые отключили компьютеры, использующие этот сервис для защиты ПО. Компания смогла быстро исправить проблему и сейчас работает с пострадавшими предприятиями, чтобы вернуть их базы в рабочее состояние и восстановить повреждённые системы.
CrowdStrike опубликовала отчет о сбоях и признала наличие проблем с обновлением, вызванных ошибкой в тестовом ПО. Компания планирует изменить процедуру тестирования обновлений, оптимизировать обработку неточностей и внедрить поэтапное развёртывание, чтобы предотвратить подобные сбои в будущем. Но этот случай демонстрирует нам реальную уязвимость компаний любого масштаба.
Миллиардные убытки и урон репутации
Акции CrowdStrike рухнули на 32%, что привело к снижению рыночной стоимости компании более чем на $25 млрд. Акционеры готовят иск к компании по этому поводу — стоимость акций упала с начала июля с $390 до $218.
О каких последствиях ещё известно на этот момент:
- Конгресс США вызвал директора CrowdStrike Джорджа Курца для дачи показаний по этому делу.
- Авиакомпания Delta наняла юриста Дэвида Бойса для помощи в возмещении ущерба в судебном порядке. Delta заявляет, что ошибка CrowdStrike обошлась им в $500 млн, включая потерю доходов, компенсации и оплату отелей для застрявших пассажиров. Было отменено почти 7 000 рейсов, поступило более 176 тысяч заявок на возврат денег.
- Страховой компанией Parametrix ущерб для корпораций оценивается примерно в $5,4 млрд. В общей сложности пострадали 125 организаций, что составило четверть компаний из списка. Несмотря на значительный ущерб, только некоторые убытки (от 10% до 20 %) были застрахованы, что составило от $0,5 до $1 млрд.
При этом представитель Parametrix заявил, что общий ущерб от необдуманных действий CrowdStrike может быть оценен в $15 млрд во всем мире. Страховка покроет лишь часть убытков, от $1,5 до $3 млрд. Финансовые потери для всех достаточно серьёзны.
Больше всего пострадали авиакомпании. Общий ущерб составил в среднем $148,38 млн. Секторы медицинского обслуживания и банковского дела тоже понесли немалые убытки — $1,94 млрд и $1,15 млрд соответственно. Средний размер потерь каждого пострадавшего предприятия в списке Fortune 500 оценивается в $43,64 млн.
Ошибки в информационной безопасности бизнеса могут привести к разным проблемам — возрастанию риска убытков, потере репутации, последствиям в правовом поле.
На примере сбоя CrowdStrike, критично важно контролировать работу ПО в коммерческих организациях и государственных учреждениях, делая её безопасной и защищённой от уязвимостей. Это намного дешевле, чем бороться с последствиями.
Бизнес и госсектор Казахстана почти не пострадали от этого мирового сбоя компьютерной системы, но ещё одна причина серьёзно задуматься о безопасности точно появилась.
*Мнение авторов отражает личную точку зрения самих авторов, и не является отражением мнения редакции
UTC+00