ПРОДАЖИ РАСТУТ, А ПРОИЗВОДСТВО ПАДАЕТ — ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ АВТОРЫНКА 2024
Продажи «японцев» и «корейцев» падают, Китай увеличивают долю на рынке
Изображение: senivpetro/Freepik
2024 год стал для мировой автомобильной индустрии годом противоречивых тенденций. С одной стороны, глобальный рынок продемонстрировал рост продаж легковых автомобилей и увеличение объёмов коммерческого транспорта в отдельных регионах. С другой — Европейский союз столкнулся с замедлением темпов роста, падением производства и сокращением экспорта. В экономическом и рыночном отчёте Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) о мировой и европейской автомобильной промышленности за 2024 год представлены ключевые тренды в мировой автоиндустрии, анализируются динамика продаж, изменения в производстве и международной торговле. В 2024 году мировые продажи автомобилей достигли 74,6 млн единиц, что на 2,5% больше, чем в 2023 году. Несмотря на снижение импорта и экспорта, как по стоимости, так и по объёму, в 2024 году ЕС сохранил положительное сальдо торгового баланса, превысившее €81 млрд, хотя это на 5,9% меньше, чем в 2023 году. В 2024 году Китай сохранил позицию основного источника импорта новых автомобилей в ЕС в стоимостном выражении, заняв 17,2% доли рынка.
В 2024 году мировые продажи автомобилей достигли 74,6 миллиона единиц, что на 2,5% больше по сравнению с 2023 годом. Хотя проблемы с цепочками поставок продолжали ослабевать, региональные тенденции сильно различались: на одних рынках наблюдался сильный рост, а на других — спад.
Автомобильный рынок Европы вырос на 3,9% в 2024 году, а общий объём продаж достиг 16,1 миллиона единиц. Однако рост внутри самого ЕС был гораздо более сдержанным: регистрация новых автомобилей выросла всего на 0,8% до примерно 10,6 миллиона единиц. Рынок Великобритании продемонстрировал устойчивость, достигнув 2,6% роста продаж новых автомобилей. Напротив, страны Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) испытали спад на 4,6%.
После уверенного роста в 2023 году Россия и Украина продолжили восстановление, при этом Россия показала скачок на 46,4%, а Украина — сильный отскок с ростом на 12,6%. Одновременно Турция закрепила свою восходящую траекторию, показав рост на 1,3%.
Несмотря на возросшую экономическую и политическую неопределённость, продажи автомобилей в Северной Америке оставались устойчивыми в 2024 году, и регион зафиксировал рост на 3,8%. США, крупнейший рынок в регионе, зафиксировали рост на 3,1%, достигнув в общей сложности 12,7 миллиона единиц. Заметный всплеск в последнем квартале был вызван обещанием новой администрации отменить федеральные стимулы для электромобилей.
Продажи легковых автомобилей в Южной Америке превысили 3 миллиона единиц в 2024 году, а общий объём продаж автомобилей вырос на 6,5%. Несмотря на рост инфляции в последние месяцы года, Бразилия, крупнейший рынок региона, зафиксировала рост на 12,5%, достигнув 1,9 миллиона единиц. Однако продажи на других важных рынках, таких как Аргентина и Чили, в прошлом году снизились.
В Азии продажи японских автомобилей снизились на 7% в 2024 году, что было вызвано поэтапным сокращением государственных субсидий и сохраняющимся влиянием слабой национальной валюты. Кроме того, Южная Корея испытала спад на 5,1%, поскольку политическая неопределённость и инфляционные опасения ослабили внутренний спрос. Благодаря сильному восстановлению в последнем квартале 2024 года продажи китайских автомобилей достигли почти 23 миллионов единиц, что на 2,6% больше по сравнению с предыдущим годом, в основном благодаря государственным налоговым льготам. Примечательно, что на Китай пришлось примерно 31% мировых продаж автомобилей. Продажи легковых автомобилей в Индии выросли на 4,8%, достигнув 4,4 миллиона единиц. Рынок выиграл от возрождения спроса, существенных скидок и исключительного роста продаж в праздничный сезон в конце года.
Что касается продаж по источникам энергии, то аккумуляторные электромобили оставались третьим по популярности выбором покупателей в 2024 году. Их доля рынка составила 13,6% за полный год, снова опередив дизельные автомобили, доля которых снизилась до 11,9%. Бензиновые автомобили сохранили лидерство с долей 33,3%, а гибридные электромобили укрепили свою вторую позицию, заняв 30,9% рынка.
В 2024 году мировое производство автомобилей составило 75,5 миллиона единиц, что на 0,5% меньше, чем в предыдущем году. Среди основных регионов наиболее значительный спад наблюдался в Европе, Северной Америке и Японии.
Производство автомобилей в Европе снизилось на 4,6% в до 14,4 миллиона единиц, что отражает перестройку спроса и предложения после всплеска, вызванного отставанием в 2023 году. Производство автомобилей в ЕС снизилось на 6,2%, поскольку уверенность в отрасли оставалась заметно слабее, чем в других европейских производственных секторах. Однако производство автомобилей в России продолжило восстановление, показав почти 45% рост в 2024 году.
Производство автомобилей в ЕС снизилось на 6,2%, достигнув 11,4 миллиона единиц. Текущее снижение является результатом перестройки спроса и предложения после фазы навёрстывания упущенного, вызванной отложенным спросом и пополнением запасов.
Наиболее значительный спад в Западной Европе наблюдался в Италии, где производство сократилось на 43,4%, за ней следуют Бельгия (-31,2%), Франция (-12,4%) и Швеция (-5,1%). Германия, крупнейший производитель ЕС, зафиксировала скромный спад производства автомобилей на 0,4%. Напротив, Испания показала рост на 0,7%, ещё больше укрепив свои позиции второго по величине производителя автомобилей в регионе.
Тем временем Центральная и Восточная Европа продолжает играть значительную роль, при этом Чехия зафиксировала рост производства на 3,5%. Напротив, значительный спад был зафиксирован в Словакии (-7,6%) и Румынии (-6,5%).
В Северной Америке производство снизилось на 3,2%, в результате чего в прошлом году было произведено 11,4 миллиона автомобилей. Штаты показали аналогичную тенденцию с несколько более выраженным спадом на 3,5%, в результате чего было произведено почти 7,4 миллиона автомобилей.
В 2024 году производство автомобилей в Южной Америке выросло на 1,7% по сравнению с 2023 годом, чему способствовала Бразилия, где наблюдался рост на 6,3%, и было произведено около 1,9 миллиона автомобилей. Этот рост контрастирует со значительным спадом в Аргентине (-19%) и Колумбии (-41%).
Производство автомобилей в Азии продолжило восходящую траекторию, увеличившись на 1,5% до почти 46 миллионов автомобилей. Этот рост был в основном обусловлен Китаем, где наблюдался уверенный рост на 5,2%, что ещё больше укрепило его позиции как крупнейшего в мире производителя автомобилей с долей рынка 35,4%, что на 1,9 процентного пункта выше, чем в 2023 году. Индия также внесла свой вклад в положительную тенденцию, увеличив производство автомобилей на 4,7%. С другой стороны, производство в Японии и Южной Корее снизилось на 8,6% и 1,2% соответственно.
В 2024 году производство автомобилей в регионе Ближнего Востока и Африки увеличилось на скромные 0,4%. Слабые показатели были в основном обусловлены Ираном, на долю которого приходится более половины производства региона, где наблюдался спад на 5,6% из-за вялого внутреннего спроса и перебоев с энергоснабжением в конце года. В то же время производство автомобилей в Марокко продолжило расти, увеличившись на 12% в 2024 году и достигнув 0,5 миллиона единиц.
Торговля
В 2024 году ЕС зафиксировал заметное сокращение как стоимости, так и объёма импорта автомобилей: стоимость снизилась на 8,8%, а объём — на 5,2%. Этот спад был вызван замедлением производства и ухудшением потребительской уверенности, факторами, которые также способствовали снижению стоимости экспорта на 7,3% и сокращению объёма экспорта на 6,6%.
Несмотря на эти препятствия, ЕС сохранил положительное торговое сальдо, превышающее €81 млрд, хотя это и представляет собой снижение на 5,9% по сравнению с 2023 годом.
Китай сохранил свои позиции основного источника импорта новых автомобилей в ЕС по стоимости. Несмотря на снижение на 12,2%, Китай по-прежнему занимает 17,2% рынка. Импорт из Великобритании, Японии и Турции следовал за ним, внося вместе с Китаем почти 60% стоимости импорта новых автомобилей в ЕС из-за пределов блока.
Торговые потоки из Турции и Японии в ЕС показали значительный рост, увеличившись на 13,8% и 6,4% соответственно. Напротив, новые автомобили из Великобритании испытали заметное двузначное снижение, а Южная Корея зафиксировала самый резкий спад на 22%.
Объёмы импорта ЕС показали смешанные результаты среди пяти основных торговых партнёров. Турция лидировала с уверенным ростом на 3,7%, за ней следуют Япония (+3,7%) и Китай (+0,5%). Однако Марокко испытало резкий спад на 14,8%, а Южная Корея — ещё более выраженный спад на 18,3%.
С точки зрения объёмов экспорта наблюдается повсеместный спад по основным направлениям экспорта ЕС. Поставки в Китай снизились на 24,2%, за ними следуют Швейцария (-11,9%), США(-6,2%) и Турция (-5%). Великобритания испытала менее выраженный спад на 2,2%, однако эти рынки остаются критически важными для автомобильного сектора ЕС.
2024 год продемонстрировал, что европейский автопром переживает непростые времена. Продажи растут медленно, производство падает, а позиции на мировом рынке ослабевают. Китай, напротив, укрепляет свои позиции как в производстве, так и в продажах, активно продвигая собственные автомобили, в том числе на европейском рынке. Для европейских автопроизводителей ключевыми вызовами остаются необходимость адаптации к электрификации, усиление конкуренции со стороны Китая и перестройка производственных процессов в условиях изменяющегося спроса. 2025 год покажет, смогут ли автоконцерны ЕС найти новые пути для восстановления своей конкурентоспособности в глобальной индустрии.
UTC+00