finance.kz

РОСТ ВВП КАЗАХСТАНА В 2025 ГОДУ ПРЕВЫСИТ 6% — ПРОГНОЗ МВФ

Также прогнозируется снижение роста ВВП в среднесрочной перспективе.

Согласно прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), по итогам 2025 года ожидается, что реальный рост ВВП Казахстана составить чуть более 6%. Это обусловлено ростом добычи нефти и высоким внутренним спросом. Такой же высокий показатель ожидается и в 2026 году, далее в МВФ прогнозируют снижение роста реального ВВП в среднесрочной перспективе.


Ненефтяной дефицит бюджета в Казахстане прогнозируется на уровне более 8% от ВВП. Он поддерживается крупными трансфертами из Национального фонда. Высокий спрос, в том числе со стороны государственных предприятий, способствовал дефициту текущего счета, который, по прогнозам, составит около 4% от ВВП в этом году.


«Быстрый рост, превышающий текущий потенциал, привел к перегреву экономики и стал существенным фактором общей инфляции, которая, по прогнозам, приблизится к 13% к концу этого года», — говорится в отчете МВФ.


Ожидается, что в 2026 году рост реального ВВП останется на высоком уровне, а инфляция составит около 11%. Этому поспособствуют высокая экономическая активность, повышение ставок НДС и корпоративного налога, а также возобновление роста тарифов на коммунальные услуги.


В среднесрочной перспективе прогнозируется постепенное снижение инфляции до целевого показателя Национального банка Казахстана в 5% по мере того, как разовые эффекты налоговых реформ будут рассеиваться, а экономический рост станет более умеренным до более устойчивого уровня около 3,5%.


В МВФ считают, что в условиях сохраняющегося инфляционного давления Казахстану необходимы жесткая денежно-кредитная политика и более эффективное управление ликвидностью. Эксперты хорошо оценили повышение базовой ставки и постепенное введение более высоких минимальных резервных требований для абсорбирования структурной ликвидности банковской системы.


«Национальному банку следует продолжать поддерживать достаточно жесткую денежно-кредитную политику до тех пор, пока инфляция не приблизится к целевому уровню, и продолжать повышать учетную ставку в случае ее роста. Следует также рассмотреть дополнительные меры по абсорбированию ликвидности банковской системы, включая скоординированный выпуск краткосрочных нот и казначейских векселей Министерством финансов. Такие усилия также будут способствовать усилению трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, совершенствованию управления денежными средствами правительства и поддержке развития внутреннего рынка капитала», — говорится в отчете МВФ.


Что касается фискальной политики государства, то новый Налоговый кодекс является важным шагом на пути к сокращению ненефтяного дефицита, и его эффективность должна быть подкреплена дальнейшими усилиями по поэтапной отмене налоговых льгот. Тем не менее, значительная квазифискальная деятельность государственных предприятий в значительной степени компенсирует последствия консолидации государственного бюджета, что, вероятно, окажет общий позитивный фискальный импульс для экономики.


Эксперты высоко оценили новые фискальные правила в Бюджетном кодексе, согласно которым ограничивается рост расходов и трансфертов из Национального фонда. Эти правила следует дополнительно усилить путем включения долгосрочного ориентира, такого как лимит долга.


В МВФ отмечают, что банковская система Казахстана находится в хорошем состоянии, и введение дополнительных пруденциальных мер будет способствовать финансовой стабильности.


«В целом, банки остаются хорошо капитализированными, ликвидными и прибыльными, в то время как уровень неработающих активов находится на низком уровне. Однако быстрый рост потребительского кредитования вызывает опасения по поводу ослабления стандартов андеррайтинга и чрезмерной задолженности домохозяйств. Миссия приветствовала запланированные пруденциальные меры по снижению этих рисков, но рекомендовала подкрепить их сбором и публикацией данных о задолженности домохозяйств и сделать их целенаправленными для повышения эффективности и ограничения рисков дезинтермедиации», — говорится в отчете МВФ.


Также отмечается, что Казахстан достиг значительного прогресса в реализации ключевых рекомендаций Программы оценки финансового сектора (FSAP) 2023 года. В дальнейшем приоритетное внимание следует уделять принятию нового Закона о банках, созданию необходимого потенциала для практического применения новой системы урегулирования несостоятельности банков, а также регулированию и надзору за деятельностью в сфере цифровых активов.


Для обеспечения надлежащей нормативно-правовой базы, отвечающей требованиям стремительного развития цифровых финансовых активов, потребуется эффективная координация между Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА) и национальными регулирующими органами.

UTC+00

Қазір қызық

Ұқсас жаңалықтар
telegram