ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И КАЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ ЭКОНОМИКИ: ПРАВИТЕЛЬСТВО И ФИНРЕГУЛЯТОРЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ПЛАН ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЭТИХ ЗАДАЧ
В программу совместных действий вошли все ранее утверждённые решения.
На заседании правительства в среду утверждена программа совместных действий Правительства, Национального Банка и АРРФР по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния населения на 2026 – 2028 годы. Главным приоритетом документа названо повышение реальных доходов населения за счёт обеспечения качественного и устойчивого роста экономики и снижения инфляции.
Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин, представляя документ, подчеркнул, что в 2025 году продолжается «качественный рост экономики», составивший по итогам 10 месяцев 6,4%. Это качество правительство намерено продолжать и в дальнейшем.
Так, для обеспечения экономического роста акцент будет сделан на развитие несырьевых секторов, повышение производительности труда, технологическое обновление и цифровизацию экономики. Ежегодно планируется запуск более 100 инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности и АПК, продолжится реализация 17 крупных проектов высокого передела в металлургии, машиностроении, нефтегазохимии и АПК. При этом значимую роль правительство отводит реализации Национального инфраструктурного плана до 2029 года и Национального проекта по модернизации энергетического и коммунального секторов.
По плану кабмина, в 2026-2028 годах экономика будет расти в среднем на уровне не ниже 5% в год. В обеспечении роста правительство обещает учитывать вклад таких факторов, как человеческий капитал, основной капитал, природные ресурсы, производительность труда и технологии.
«В этой связи актуальной становится декомпозиция экономического роста по потенциальному ВВП. Наиболее важным фактором роста является «совокупная производительность». Она измеряет эффективность использования в процессе создания экономического продукта всех факторов производства, таких как труд и капитал. Рост совокупной производительности говорит об улучшении эффективности и технологическом прогрессе», - пояснил Жумангарин, добавив, что за 2001-2024 годы вклад этого фактора в рост экономики в среднем составил 2,4 п.п., вклад капитала - 1,8 п.п., а труда - 1,3 п.п.
Поэтому приоритетом станет наращивание долгосрочной производственной способности через рост производительности труда, эффективной занятости и технологического уровня капитала. Это должно привести к постепенному устранению разрыва между ростом ВВП и ростом заработной платы. Минэкономики намерено регулярно оценивать вклад этих факторов в рост экономики, привлекая для этой оценки МВФ.
В развитии реального сектора основными источниками кредитования правительство видит банки второго уровня и холдинг «Байтерек». Они, по определению Жумангарина, станут «ключевыми каналами финансирования точек роста экономики и лидеров отраслей». Роль холдинга «Байтерек» будет усилена за счёт перехода от распределительной к стратегической инвестиционной деятельности, который сосредоточится на реализации 15-20 системообразующих проектов, обеспечивающих наибольший мультипликативный эффект для национальной экономики. Приоритетами для финансирования будут являться ГМК, машиностроение, энергетика, инфраструктура, туризм, АПК, пищевая промышленность, химия, нефтегазохимия, агрохимия, производство строительных материалов.
В портфеле проектов Холдинга на 2026 год 42% приходится на финансирование химической и нефтегазохимической промышленности, 19,6% - транспорт и логистику, 12,1% - энергетику, 7,1% - ГМК, 6,4% - АПК и пищевую промышленность. Для финансирования проектов в 2026-2028 годах правительство продолжит выделение бюджетных средств АО «Байтерек» в размере до ₸1 трлн. В дальнейшем фондировании приоритетом будет вовлечение средств банков второго уровня.
Для привлечения инвестиций запланированы системные меры по запуску нового инвестиционного цикла. В частности, предполагается задействовать национальную цифровую инвестиционную платформу и внедрить принцип «заказ на инвестиции». Определено, что в приоритетных отраслях для инвестиционных проектов стоимостью свыше ₸29,5 млрд будут заключаться соглашения об инвестициях, гарантирующие стабильность законодательства в течение 25 лет. Также для привлечения иностранных инвестиций предполагается использовать потенциал МФЦА. Результатом всех мер должно стать увеличение доли инвестиций в основной капитал в 2028 году до 21% к ВВП.
В фискальной политике правительство обещает соблюдать бюджетные правила по трансфертам из Национального фонда и росту расходов бюджета. Дефицит бюджета планируется сократить в 2028 году до 0,9% к ВВП, а ненефтяной дефицит – до 2,7% к ВВП. Государственный долг будет поддерживаться на стабильном уровне к ВВП – не выше 26%. Будет продолжена работа по повышению суверенного кредитного рейтинга страны, в том числе - путём регулярного размещения государственных ценных бумаг на внешних рынках. С учётом соотношения валютных активов и обязательств правительство будет оставаться внешним нетто-кредитором.
Сдерживать инфляцию предполагается уже имеющимся пакетом мер - насыщение рынка продукцией; развитие инфраструктуры хранения и доставки до потребителя; регулирование ценообразования и антимонопольное регулирование. Через такие программы как «Заказ на инвестиции» предполагается активизировать производство, прежде всего, товаров «экономики простых вещей» для снижения и утилизации инфляции, а реализация проектов должна обеспечить полное самообеспечение и экспорт по ряду продовольственных товаров. Наряду с этим, предполагается принять меры по повышению прозрачности ценообразования на маркетплейсах, включая раскрытие информации о вознаграждениях, комиссиях и иных платежах, входящих в стоимость товаров.
Дополнением к антиинфляционному комплексу станут меры денежно-кредитной и макропруденциальной политик, направленные на сдерживание роста потребительского кредитования.
Повышение коммунальных тарифов для всех групп потребителей остаётся приостановленным до конца первого квартала 2026 года, а начиная со второго квартала повышение тарифов планируется проводить сбалансированно в увязке с таргетируемым уровнем инфляции. В целом, по расчётам правительства, ежегодный вклад тарифов на услуги естественных монополий в инфляцию не превысит 1,0 п.п..
План предусматривает рассмотрение вопроса повышения минимальной зарплаты, но не раньше 2027-2028 годов. При этом в 2026-2028 годах рост реальных доходов населения в среднем составит не ниже 2-3% в год.
UTC+00


