ТОКАЕВ: КАЗАХСТАН ДОЛЖЕН ВЫИГРАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ ЗА ТРАНЗИТ
Для этого правительству «необходимо действовать на опережение».
Президент Касым-Жомарт Токаев в своём ежегодном послании дал ряд поручений по развитию транспортно-логистической сферы Казахстана. Отметив, что страна уже занимает место важнейшего звена между Европой и Азией, а за 2025 год объём перевозок грузов по территории Казахстана превысил 1 млрд тонн, он подчеркнул: резервы для расширения транзитного потенциала остаются значительными.
В частности, напомнил Токаев, транспортный коридор «Север – Юг» открывает прямой доступ к рынкам стран Персидского залива и Южной Азии, а коридор «Восток – Запад» и глобальная китайская инициатива «Один пояс, один путь» усиливают роль Казахстана как основного сухопутного моста Евразии. Также ключевое значение для Казахстана имеет развитие Транскаспийского транспортного маршрута.
«Все эти маршруты должны работать как единая система, принося нашей стране ощутимый доход и новые инвестиции в инфраструктуру, а также создавая качественные рабочие места. Следует широко внедрять цифровые решения, без чего не добиться никакой эффективности. Надо предметно заниматься вопросами региональной транспортной связанности. Для Казахстана как крупной транзитной территории данное направление имеет особое значение», - заявил Токаев.
Он напомнил, что недавно первая партия зерна была направлена во Вьетнам через китайский порт Ляньюньган, также планируется строительство железной дороги по маршруту «Тургунди – Герат» в Афганистане с перспективой выхода на рынок Пакистана. Завершается строительство второй железнодорожной ветки «Достык – Мойынты» протяженностью 836 километров, что позволит значительно увеличить пропускную способность маршрута «Восток – Запад». Но этим возможности открытия новых транспортных маршрутов и новых рынков не ограничиваются. Президент поручил ускорить строительство дороги «Саксаул – Бейнеу», которая позволит сократить почти на треть сроки транзита из Китая в Европу по территории Казахстана. При этом необходимо «выстроить новую модель управления транспортной системой, при которой она будет окупать государственные инвестиции».
«Глобальная конкуренция за транзит усиливается, предлагаются более дешевые альтернативные направления и решения. Для наращивания объёмов транзитных перевозок необходимо действовать на опережение», - подчеркнул Токаев.
Правительству поручено принять специальную Программу, направленную на стимулирование контейнерных перевозок, предусмотрев действенные меры по развитию мультимодальных маршрутов. При этом, для повышения конкурентоспособности и увеличении внутренних перевозок необходимо пересмотреть систему тарифообразования, так как действующая – «фрагментарная и недостаточно гибкая». Президент поручил правительству до конца года разработать конкурентную тарифную политику с учётом всех видов транспорта.
Он также подчеркнул, что для модернизации инфраструктуры и обеспечения конкурентоспособности в транспортно-транзитной сфере необходимо в полной мере задействовать возможности цифровых технологий и искусственного интеллекта. Это позволит сделать все процессы значительно быстрее, тем более, что сегодня от грузоперевозчиков поступают многочисленные жалобы на затянутость всех процессов, и эти жалобы дошли уже до президента.
«Фактически каждую услугу им приходится оформлять через разные цифровые системы, а где-то даже по-старинке бегать с бумажками. Еще большее возмущение вызывает отсутствие качественного доступа к интернету на некоторых пограничных и таможенных постах. Необходимо срочно выправлять ситуацию, - возмутился Токаев. - Поручаю также ускорить внедрение многофункциональной цифровой платформы управления перевозками с применением искусственного интеллекта. До конца октября требуется запустить единую цифровую систему таможенных и логистических услуг Smart Cargo. Эта система обеспечит частным компаниям равный автоматизированный доступ к инфраструктуре».
Он напомнил, что помимо железнодорожной и автомобильной транспортной инфраструктуры, поставлена задача стать «ведущим авиационным хабом на Евразийском пространстве». Масштабная работа по обновлению авиационной инфраструктуры проводилась в последние годы, уже открыты новые терминалы в Алматы, Шымкенте и Кызылорде, завершается строительство новых аэропортов в Зайсане, Катон-Карагае и Кендерли. Эту работу необходимо продолжать, и в зоне особого внимания правительства должно быть социально-экономическое развитие Торгайского региона.
Для развития воздушных грузоперевозок президент считает нужным создать Национального грузоперевозчика с привлечением крупных иностранных партнеров. Он отметил, что в условиях роста электронной коммерции и поставок высокотехнологичной продукции «авиакарго» является высокодоходным и крайне востребованным сегментом. Поэтому необходимо активнее развивать аэрохабы, обеспечивая их интеграцию в глобальные логистические цепочки, а также беспилотные виды транспорта (автомашины и дроны по доставке грузов и посылок).
UTC+00