finance.kz

КАКОЙ СТЕПЕНЬЮ СВОБОДЫ ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ ПОЛИТИКИ?

Рассказываем про вклад Джеймса Макгилла Бьюкенена в развитие теории экономической мысли.

Фото: mir24.net


THE TENGE продолжает рубрику выходного дня про известных экономистов, которые сформировали эту науку, а также повлияли на наше представление о ней. В этот раз редакция разбирает вклад Джеймса Макгилла Бьюкенена в развитие теории экономической мысли.


Джеймс Бьюкенен – американский экономист и один из отцов-основателей теории общественного выбора, изучивший влияние политических интересов и других неэкономических факторов на государственную экономическую политику. В 1986 году стал лауреатом Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию принятия политических решений и государственную экономику. В серии исследований Бьюкенен разработал теорию принятия решений в государственном секторе.


Теория общественного выбора


Хотя теория общественного выбора не была новой отраслью экономики, Бьюкенен стал её самым ярым сторонником и ведущей фигурой. До работы Бьюкенена ни один экономист серьёзно не принимал эту идею во внимание. Экономические науки рассматривали участников рынка как индивидуумов, заботящихся о максимизации полезности, или, другими словами, как потребителей, пытающихся получить максимальную выгоду, тратя как можно меньше. Политическое поведение не анализировалось таким же образом. Зная, что тот, кто ведёт себя эгоистично в других сферах жизни, будет делать то же самое и в своей политической жизни, Бьюкенен подчеркнул, что демократия не всегда может работать так идеально, как предсказывалось.


В 1962 году Джеймс М. Бьюкенен-младший вместе с коллегой-экономистом Гордоном Таллоком написали книгу «Исчисление согласия» в которой излагаются основные принципы теории общественного выбора. Книгу считают справочником по дисциплине общественного выбора в политической науке и экономике. Концепция теории общественного выбора предполагает, что все участники политического процесса действуют рационально, стремясь максимизировать свою личную выгоду. Политики, бюрократы и избиратели рассматриваются как экономические агенты с собственными интересами, что позволяет применять к ним методы экономического анализа. Эта перспектива позволяет понять, почему политические решения часто оказываются неэффективными или отклоняются от общественного блага.


Исследования заложили основу для анализа того, как институциональные правила и структуры могут быть использованы для улучшения процессов принятия решений и предотвращения злоупотреблений властью.


Бьюкенен считал, что общественный выбор даёт «новое понимание политической реальности». Он подчеркнул, что было бы слишком упрощенно рассматривать политиков как доброжелательных государственных служащих, стремящихся сделать мир лучше, имея в качестве своей единственной цели большее благо для всех.

Одной из основных концепций теории общественного блага являются общественные блага и «проблема безбилетника». Общественные блага – это блага, которые доступны для всех членов общества и не могут быть исключены из потребления (например, чистый воздух). «Проблема безбилетника» возникает, когда люди пользуются общественными благами, не участвуя в их финансировании. Это может приводить к недофинансированию таких благ и снижению их качества. Данная проблема возникает в нескольких случаях, когда:


  • каждый может потреблять ресурс в неограниченных количествах;
  • никто не может ограничить потребление другого;
  • кто-то должен производить и поддерживать данное общественное благо.


«Проблема безбилетника» мешает производству и потреблению товаров и услуг с помощью обычных методов свободного рынка. У «безбилетника» нет стимула вносить свой вклад в коллективный ресурс, поскольку он может пользоваться его благами, даже если вносит вклад в развитие общества. Как следствие, производитель блага не может получить достаточную компенсацию. Общественное благо в таком случае должно субсидироваться каким-то другим способом, иначе оно не будет создано.

Ни один бизнес не будет добровольно производить товары или услуги в таких условиях. Когда возникает «проблема безбилетника», бизнес отступает. Либо общий ресурс не будет предоставлен, либо его должно предоставить государственное учреждение, используя средства налогоплательщиков.


Теория общественного выбора анализирует механизмы, которые могут помочь решить эту проблему, такие как налогообложение и коллективные соглашения. Например: правительство решает эту проблему, собирая и распределяя налоги для субсидирования государственных услуг. Сообщества могут превратить общественное благо в частное, взимая взносы, чтобы гарантировать, что каждый, кто им пользуется, вносит в него свой вклад.


Конституционная экономика


Конституционная экономика, развиваемая Джеймсом Бьюкененом, представляет собой важное направление экономической теории, исследующее влияние институциональных правил и структур на поведение экономических и политических агентов. В отличие от традиционных экономических подходов, сосредоточенных на анализе рыночных процессов, конституционная экономика акцентирует внимание на установлении и изменении правил, определяющих функционирование экономики и общества в целом.


Ключевым элементом конституционной экономики является конституционный контракт, который описывает процесс и содержание договора, заключаемого между гражданами для определения правил и структуры правительства. Контракт представляет собой условное соглашение между членами общества о том, как будет устроено их правительство, какие полномочия будут переданы государству, а также как будут защищены их права и свободы. Данный контракт устанавливает границы власти государства, предотвращая злоупотребления и защищая граждан от произвола власти, при этом он должен гарантировать защиту основных прав и свобод каждого гражданина, таких как права на собственность, свободу слова, вероисповедания и другие.


Экономическая свобода и рынок играют важную роль в концепции конституционной экономики Джеймса Бьюкенена, подчеркивая необходимость минимального вмешательства государства в экономику и защиты прав собственности. В рамках конституционной экономики Бьюкенена рынок рассматривается как механизм, способствующий координации экономических действий между участниками экономики на основе свободы выбора и конкуренции. Рынок позволяет эффективно распределять ресурсы и ценности в обществе, регулируя предложение и спрос, стимулируя инновации и повышение качества продуктов и услуг.


В контексте конституционной экономики государство играет роль обеспечения правовых и институциональных рамок, которые поддерживают экономическую свободу и эффективное функционирование рынка. Это включает создание законодательной базы для защиты собственности и выполнения контрактов, обеспечение правовой стабильности и предотвращение монополистического поведения.


Выводы


Бьюкенен подчёркивал важность индивидуальных свобод, ограниченного правительства и эффективного функционирования рыночных механизмов. Его работы не только способствовали разработке методологических инструментов для анализа экономических и политических процессов, но и подняли важные вопросы о том, каким образом институты и правила влияют на экономическую эффективность и социальное благосостояния. Наследие Джеймса Макгилла Бьюкенена продолжает оставаться актуальным и вдохновляющим для современных экономистов и политологов, стремящихся понять сложные взаимодействия между экономикой, политикой и обществом.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram