ЖУМАНГАРИН ОБЪЯСНИЛ ПРИЧИНУ СНИЖЕНИЯ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ
По его словам, ошибка в реформах 1995-2009 годов.
Заместитель премьер-министра Серик Жумангарин заявил, что в Казахстане наблюдается низкий уровень бюджета развития. Это связано с недостаточной собираемостью налогов. К примеру, объем поступающих налогов консолидированного бюджета к ВВП составляет 20%, налогов республиканского бюджета к ВВП — 10,8%. Тогда как в развитых странах этот показатель достигает 40%.
Серик Жумангарин объяснил, что основным налогом в Казахстане является НДС. Однако из-за налоговых реформ 1995-2009 годов его сущность искажена. В те годы ставку НДС снизили с 20% до 12%, а КПН — с 30% до 20%.
«Цель была благая — планировалось, что снижение ставки повлечет за собой оздоровление климата, прежде всего налогового и инвестиционного, увеличится количество предприятий и инвестиций в страну. Одновременно дали огромное количество льгот и либерализовали в целом налоговую систему. При этом ослабили налоговое администрирование. В результате собираемость упала. В законодательном поле появились легальные лазейки для оптимизации налогообложения, бизнес начал дробиться. Из-за этого прервался зачет по НДС, и НДС фактически превратился в розничный налог со ставкой 12%», — заявил Серик Жумангарин на расширенном заседании Правительства.
По его словам, в Казахстане зарегистрировано более 2,3 млн налогоплательщиков, из них лишь 137,7 тысяч субъектов бизнеса (6% от общего числа) являются плательщиками НДС. Фактически НДС оплачивают еще меньше — 88 тысяч или 4% от общего количества налогоплательщиков.
Одна из причин такого явления — высокий порог для постановки на учет по НДС (₸78 млн). Поэтому Правительство предлагает снизить этот показатель до ₸15 млн. Причем 80% субъектов малого и среднего бизнеса работают в этих пределах, поэтому нововведение не окажет серьезного влияния на МСБ, считает Серик Жумангарин.
Также Правительство предлагает сократить количество ОКЭД по розничному налогу, так как есть ряд видов экономической деятельности, получившие преференции, которые им не должны были предоставлять.
«В рамках реформы предполагается повышение ставки НДС. Мы провели расчеты на макроэкономических моделях Национального банка. Уже есть конкретное видение. Будем обсуждать с экспертами. Подчеркиваем, речь не идет только о механическом повышении ставки НДС, а о комплексе мер по оздоровлению налогово-бюджетной системы», — заявил Серик Жумангарин.
Государство компенсирует повышение НДС
Спикер объяснил, что государство не планирует решать проблемы бюджета только за счет повышения налогов. С ростом ставки НДС у бизнеса появятся новые издержки, государство готово это компенсировать.
Одной из проблем казахстанской экономики является высокий уровень нагрузки на фонд оплаты труда. Сейчас этот показатель достигает 40%.
«В случае увеличения ставки НДС до планируемого уровня, мы готовы значительно снизить нагрузку на фонд оплаты труда в среднем на 10% до 30%, за счет упразднения социального налога и обязательных пенсионных взносов работодателя. Эти расходы бюджет сможет взять на себя. Мы понимаем, что социальный налог является основным доходом местных бюджетов. Нами прорабатываются варианты по перераспределению других видов налогов с республиканского в местные бюджеты», — заявил Серик Жумангарин.
Он добавил, что, в результате предлагаемых мер, увеличение доходной части бюджета составит от ₸5 трлн до ₸7 трлн, а бюджет развития вырастет с нынешних 8% до 20%. В случае необходимости государство готово индексировать адресную социальную помощь, зарплаты, пенсии и пособия на уровень инфляции.
UTC+00