ПРАВИТЕЛЬСТВО УВЕЛИЧИТ ЗАИМСТВОВАНИЕ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
До 2028 года размер внутренних займов составит почти ₸40 трлн.
Министерство национальной экономики опубликовало обновлённый прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2024-2028 годы. По планам правительства, номинальный размер государственного долга в процентном соотношении к ВВП будет снижаться, но в денежном выражении он увеличится почти в два раза.
Прогноз государственного и правительственного долга на 2024–2028 годы
По данным МНЭ РК
В прогнозе отмечено, что долговая политика направлена «на осуществление правительственного заимствования на приемлемых условиях для финансирования дефицита бюджета и удержание долга страны на безопасном уровне».
Поэтому, с учётом планируемого дефицита республиканского бюджета прогнозируется поэтапное номинальное увеличение государственного долга с ₸33,73 трлн (25,0% к ВВП) в 2024 году до ₸50,46 трлн (23,1% к ВВП) в 2028 году.
Прогнозные значения уровня государственного долга, при этом, как отмечается в документе, «не превысят порога 50% к ВВП, установленного Договором о Евразийском экономическом союзе».
В структуре государственного долга прогнозируется номинальное увеличение правительственного долга с ₸28,74 трлн (21,3% к ВВП) в 2024 году до ₸45,02 трлн (20,6% к ВВП) в 2028 году. А для исключения валютных рисков будет максимально использоваться внутренний рынок заимствования. Выход на внешние рынки ссудного капитала будет производиться в случае недостаточности ликвидности на внутреннем рынке.
Прогноз внутреннего и внешнего правительственного долга на 2024–2028 годы
По данным МНЭ РК
Потребность в финансировании уже сейчас восполняется преимущественно за счёт внутренних займов. Согласно официальным данным Нацбанка, в 2023 году эта потребность на 91,5% была закрыта через привлечение внутренних займов в виде выпуска казначейских бумаг и на 4,5% – привлечением внешних займов в виде кредитов от международных финансовых организаций и иностранных государств. Только за 2023 год МФ РК привлек ₸5,09 трлн на внутреннем рынке ГЦБ. В целом, по итогам 2023 года объём ГЦБ МФ РК в обращении, номинированных в тенге, составил ₸17,6 трлн, а средневзвешенная срочность бумаг в обращении снизилась с 6,1 лет в конце 2022 года до 5,7 лет в конце 2023 года. Доля бумаг со сроком погашения от 5 до 10 лет составила 31,7% в 2023 году, тогда как в конце 2022 года доля составляла только 21,9%.
Соответственно, долговая нагрузка на республиканский бюджет неуклонно растёт. В 2023 году расходы на обслуживание правительственного долга составили ₸1,8 трлн, увеличившись на 35,4% по сравнению в 2022 годом. Отношение расходов на обслуживание правительственного долга к ненефтяным поступлениям республиканского бюджета составило 14,8%, увеличившись на 1,8% с 2022 года. Основной же пик погашений придётся на 2025-2027 годы.
В обновлённом прогнозе социально-экономического развития, между тем, подчёркивается, что для обеспечения контроля над уровнем внешнего государственного долга страны и квазигосударственного сектора, Концепцией управления государственными финансами предусмотрены ограничения верхних пределов государственного и квазигосударственного долга, которые в совокупности не должны превышать 53,2% к ВВП. Таким образом, «прогнозные параметры долга не превысят установленные ограничения».
Прогноз совокупного государственного и квазигосударственного долга на 2024–2028 годы
По данным МНЭ РК
UTC+00