ПОДРОСТКАМ ОЭСР НЕ ХВАТАЕТ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Лишь чуть больше трети тинэйджеров разбираются в банковских выписках
Изображение: stockking/Freepik
В отчёте Организации экономического сотрудничества и развития говорится, что подросткам не хватает финансовой грамотности и математических навыков для цифровой экономики, пишет обозреватель Financial Times Эми Борретт. Исследование выявило разрыв в богатых странах между доступом к банковским продуктам и пониманием того, как работают финансы. В 14 странах ОЭСР из 20 опрошенных стран только 36% подростков были уверены в чтении банковских выписок
Подростки в богатых странах не готовы к цифровой экономике, утверждают исследователи. Несмотря на растущее число людей, открывающих банковские счета и проявляющих интерес к криптовалютам, большинство 15-летних подростков, участвовавших в исследовании PISA, опубликованном в четверг, с трудом понимали ключевые финансовые термины, а пятая часть респондентов столкнулась с трудностями при расчёте процентов.
По словам экспертов, это подчёркивает сохраняющийся разрыв между финансовыми знаниями молодых людей и всё более широким спектром продуктов, с которыми они сталкиваются в интернете.
Существует движущаяся цель с точки зрения навыков, необходимых для достижения базовой финансовой грамотности, — сказал Кармине Ди Нойа, директор ОЭСР по вопросам финансов и предпринимательства. — Это неизведанные территории. Десять лет назад мы бы не говорили о криптовалютах, искусственном интеллекте или финансовых влиятельных лицах.
Исследование изучало взаимосвязь между финансовой грамотностью подростков и их компетентностью в математике и чтении, а также их опытом обращения с деньгами, финансовыми привычками и получением знаний о финансах дома и в школе.
В исследовании приняли участие 20 стран, из которых 14 входят в ОЭСР включая США, Италию и Нидерланды. В среднем, 18% подростков из этих стран испытывали трудности с использованием деления при принятии финансовых решений. Эти испытывающие трудности тинэйджеры сталкивались с проблемами при совершении повседневных покупок, например, им было сложно подсчитать, выгоднее ли покупать помидоры коробками или килограммами. В докладе также говорится, что хотя около двух третей подростков в странах ОЭСР были финансово активны и открыли банковские счета, только 36% опрошенных чувствовали себя уверенно при чтении банковских выписок.
Прогресс в повышении финансовой грамотности оказался незначительным в четырех странах — США, Италии, Испании и Польше — которые участвуют в тестировании PISA с самого его начала в 2012 году. По данным исследования 2022 года, в каждой из четырёх стран более чем у одного из семи учащихся по-прежнему отсутствуют базовые навыки обращения с деньгами. Между тем, лишь 11% студентов из всех 20 стран, участвовавших в исследовании, смогли решить сложные денежные задачи, определить транзакционные издержки или понять различия в типах инвестиций.
В докладе содержится настоятельный призыв к странам внедрить стратегию повышения финансовой грамотности и улучшить образование в школах, а также подчёркивается важность эффективных систем защиты прав потребителей и просвещения родителей. По данным прошлогоднего исследования ОЭСР, лишь треть взрослых обладают финансовой грамотностью.
Карен Холланд, преподаватель и основательница программы финансовой грамотности Gifting Sense, сказала, что родители играют важную роль в обучении детей мощным и полезным жизненным навыкам, таким как обдумывание покупки перед ее совершением.
Золотой стандарт — это сочетание родителей и школ по формированию финансовых привычек и убеждений у детей, — добавила она.
Только 14 из 38 стран ОЭСР, участвующих в основном тестировании PISA по математике, чтению и естественным наукам, проходят оценку финансовой грамотности.
Великобритания - одна из стран, отказавшихся от участия, при этом политики утверждают, что ценность такой оценки ограничена, поскольку большая часть различий в успеваемости учеников объясняется уровнем знаний по математике.
Благотворительные организации, такие как Кампания по финансовой грамотности и инклюзивности Financial Literacy and Inclusion Campaign (Flic) газеты FT, и парламентские группы, такие как Комитет по образованию Англии, заявили о необходимости улучшения финансового образования и рекомендовали Великобритании принять участие в оценке 2025 года.
Джон Джеррим, профессор образования и социальной статистики в Университетском колледже Лондона, заявил, что Великобритания отказалась от оценки финансовой грамотности, чтобы снизить нагрузку на школы, не желающие её проводить, что привело к пробелу в больших данных.
Мы действительно недостаточно знаем о финансовой грамотности в этой стране, — добавил Джеррим. — Это абсолютно ключевые навыки, о которых дети должны знать.
UTC+00