finance.kz

РОМАН СКЛЯР: "СПРОС НА СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ ОБУСЛОВЛЕН ЕГО НИЗКОЙ СТОИМОСТЬЮ"

Такое заявление вице-премьер сделал в ответ на депутатский запрос. По его словам, государственное регулирование и сдерживание предельных цен на сжиженный газ в результате привели к росту его потребления на внутреннем рынке на 400 тыс., до 1,8 млн тонн.
РОМАН СКЛЯР: "СПРОС НА СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ ОБУСЛОВЛЕН ЕГО НИЗКОЙ СТОИМОСТЬЮ"

По данным правительства, в этом году потребность внутреннего рынка в зависимости от сезона составляла 130-140 тыс. тонн сжиженного газа в месяц. Однако согласно заявкам акиматов, план поставки Министерства энергетики составлял лишь 120-130 тыс. тонн ежемесячно. Другими словами топливо выделялось всего на 90% от спроса. При этом в период плановых и внеплановых ремонтных работ на заводах-изготовителях газа, дефицит топлива достигает 25–30%.


«Единственным источником дополнительного объема сжиженного нефтяного газа является компания «Тенгизшевройл», которая реализует сжиженный нефтяной газ на тендерной основе по $140–180 за тонну. В прошлом году ТШО обязалась поставить на внутренний рынок 120 тыс. тонн СНГ, однако фактически компания поставила 230 тыс. тонн. Ежемесячно ТШО производила 108 тыс. тонн в месяц», - сообщил Роман Скляр.


Однако ТШО - это зарубежная компания, которая не обязана продавать СНГ на внутренний рынок по заниженной цене. Поэтому ценник на этот вид топлива в любом случае будет расти. Такое заявление на встрече с населением Атырауской области сделал министр энергетики Алмасадам Саткалиев.


Эксперт в нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов считает, что государство в самом начале не следовало вмешиваться в регулирование цен на сжиженный газ. Из-за заниженной стоимости, нефтяникам просто не выгодно производить СНГ, именно поэтому в Казахстане не запускают новые мощности.


«Производство сжиженного газа убыточно для заводов, эта цена не покрывает даже себестоимость. Вы просто можете сравнить - сжиженный газ у нас стоит 50-55 тенге за литр, в то время как газировка - 200-250. И теперь представьте насколько это убыточно. Сегодня питьевую воду для дома в автоматах люди покупают за 20-25 тенге за литр. Возле дома стоят такие небольшие аппараты, которые воду на месте очищают. А теперь вдумайтесь, сколько должен стоить сжиженный газ, который обрабатывают, перерабатывают на заводах, потом доставляют за тысячи километрах на жд-транспорте, на автовозах на АЗС. Другими словами та ошибка, которую государство совершило, решив регулировать эти цены, она на сегодняшний день превращается в дефицит», - уверен специалист.


гбо.jpeg


Ещё одна проблема, возникшая в следствие регулирования стоимости сжиженного газа - неконтролируемый рост машин на ГБО. А это не только повышение спроса и дефицит, но и вопрос безопасности. Происходит это из-за того, что многие автовладельцы в целях экономии переоборудуют свои автомобили на без документов, кустарно.


Олжас Байдильдинов: «По правилам, автомобили с ГБО не могут заезжать в паркинг жилых домов, они должны парковаться в определённых местах и у торговых центров и так далее. Также на них должно быть обозначение о том, что этот транспорт оснащён газовым оборудованием. Но это практически невозможно проконтролировать, потому что визуально довольно сложно определить на каком топливе ездит автомобиль. А досматривать машины не имеют права ни охранники паркингов, ни сами владельцы парковочных мест».


Вместе с тем, эксперт считает, что в последующем ситуация будет ещё хуже. Уполномоченным органам необходимо как можно скорее взяться за регулирование и проверку бесконтрольно увеличивающегося автопарка на ГБО, а также решить вопрос с повышением цен на этот вид топлива.






UTC+00

Интересно сейчас

telegram