finance.kz

КАК В СИНГАПУРЕ БОРОЛИСЬ С БЕДНОСТЬЮ?

В Институте экономических исследований сделали обзор на реформу Ли Куан Ю.
КАК В СИНГАПУРЕ БОРОЛИСЬ С БЕДНОСТЬЮ?

Директор центра Института экономических исследований Ерлан Каримов сделал обзор «Сингапурского экономического чуда», а именно той части, которая отвечает за социальное обеспечение населения.


Материал начинается с цитаты Ли Куан Ю, которая объясняет мотивацию правительства Сингапура.


«Наблюдая за постоянно растущей стоимостью социального обеспечения в Великобритании и Швеции, мы отказались от подобной практики. Мы заметили, что там, где правительство брало на себя ответственность за выполнение функций главы семьи, люди начинали расслабляться. Система социального обеспечения подрывала в людях сознание того, что в жизни следует полагаться на себя. Им не надо было больше работать на благо своей семьи, подачки становились образом жизни. Эта нисходящая спираль становится бесконечной, по мере того как мотивация людей к труду ослабевает, а производительность труда снижается» - Ли Куан Ю.


В материале отмечается, что автор «Сингапурского экономического чуда» Ли Куан Ю разработал отличную от западной модели систему социального обеспечения населения. Эта система позволяла каждому сотруднику регулярно откладывать деньги в личный фонд и не только на будущую пенсию, но и на образование своё и своих детей, на медицинское обслуживание и обеспечение семьи жильём. Для этих целей был создан Central Provident Fund (далее - CPF), который сыграл огромную роль в достигнутом высоком уровне благосостоянии, жилищного строительства и медицины Сингапура. 


«Реформа Ли Куан Ю позволила удерживать государственные расходы и затраты на социальное обеспечение на низком уровне, одновременно поддерживая высокий уровень сбережений и инвестиций. CPF стал инструментом контрциклического регулирования экономики через влияние на уровень издержек бизнеса и поглощение излишней покупательной способности, для стабилизации инфляции через совокупную ставку обязательных взносов работников и работодателей», - сообщает автор.


Все работающие граждане Сингапура и их работодатели делают обязательные фиксированные ежемесячные взносы в Фонд, которые распределяются на три индивидуальных счета работника:

  • обычный (ordinary account) – для покупки жилья, оплаты ипотеки, страхование – защита семьи, образовательный заем, инвестиции;
  • специальный (special account) – накопления на будущую пенсию, инвестиции;
  • медицинский (medisave account) – расходы на медицинское обслуживание, приобретение полиса медицинского страхования.

Размер взносов зависит от возраста работника и его зарплаты. Правительство держит на фиксированном уровне (20%) отчисления от зарплаты работника до 55 лет, а с 55 до 65 лет они снижаются (от 15 до 5%). Распределение по счетам жестко контролируется правительством, плательщики их изменить не могут. До 55-летнего возраста работника преимущество имеет обычный счет, а далее – медицинский.

111 Singapore_Erlan_graphic_2702.jpeg


При достижении гражданином 55 лет на его имя автоматически открывается пенсионный счет (retirement account), на который переводится часть накоплений с обычного и специального счетов для формирования минимальной суммы, необходимой для приобретения пожизненного аннуитета. Правительство изменяет минимальную сумму в соответствии с экономической ситуацией. 


Член (участник) CPF может оставаться пассивным до 55-летнего возраста и просто получать гарантированный доход, как в обычном банке. Схема начисления процентов в CPF сложная, имеются нюансы в зависимости от стартовой суммы, минимально необходимой суммы на каждом счете, сроков и т. д., но рамки таковы: на средства на специальном и медицинском счетах правительство гарантирует доходность не ниже 4%, на обычном – не ниже 2,5%.


При достижении 55 лет гражданин может забрать с накопительных счетов все деньги, оставив необходимую минимальную сумму, и использовать их по своему усмотрению. Минимальную остаточную сумму он может использовать для покупки пожизненной ренты в лицензированной страховой компании, или разместить в лицензированном банке, или оставаться на счете в CPF.


Взносы в CPF, процентные доходы на вклады и от инвестиций, изъятия из фонда налогами не облагаются в отличие от взносов и выплат в частных страховых компаниях. Таким образом. государство откровенно стимулирует развитие CPF. 
Если участник CPF навсегда покидает страну, перестает быть гражданином Сингапура, то ему отдаются все накопления со всех счетов, потому что это его личные деньги.


После смерти человека накопленные на счетах средства передаются по наследству, распределяется между родственниками по завещанию или по закону.


В Казахстане же существует развитая система социальной защиты, которая поддерживает население с низкими доходами посредством социальной помощи и других услуг. Так, за последние 20 лет уровень бедности сократилось с 47% в 2001 году до 4,8% в 2023 году. 


Как известно, бюджетные расходы Казахстана на социальную защиту населения являются высокими и составляют 5% от ВВП. А в структуре государственного бюджета расходы на социальную сферу составляют наибольшую ее часть: в 2019 году -52,4%, в 2020 году – 53,1%, в 2021 году - 55,5%. Динамика роста расходов свидетельствует о приоритетности данной сферы в государственной политике, однако данная тенденция может негативно сказаться на развитии других сфер (в частности - в экономике и обновления инженерной инфраструктуры).


Несмотря на высокие расходы социальной сферы, наиболее уязвимые слои населения в Казахстане продолжают испытывать бедность и сохраняющуюся уязвимость. Это особенно актуально в отношении сельских жителей, в семьях, где имеются безработные, в многодетных семьях, или когда член семьи имеет инвалидность.


«Эффективность социальной помощи также остается проблемой из-за ограниченного эффективного охвата, высоких расходов на администрирование, достаточности выделяемых средств и осведомленности людей о своих правах и др. Так, по результатам исследования международной консалтинговой компании «Oxford Policy Management» ошибка исключения при назначении АСП в Казахстане составляет 80%, что означает, что помощь получал только один из пяти имевших на неё право», - сообщает Ерлан Каримов.

Кроме того, в Казахстане актуальным является вопрос анализа расходов на администрирование оказания социальной помощи. К примеру, системы социальной защиты стран ЕС характеризуются, низкими расходами на администрирование и управление, которые находятся на уровне ниже 4% от общего объема расходов на социальные нужды .


«В этой связи, рекомендуется провести тщательный анализ опыта Сингапура, который может оказать положительное влияние на социально-экономическое развитие Казахстана, стимулирующий население к сбережению, инвестициям и приобретению жилья. Так, Сингапур занимает лидирующие позиции в мире по обеспечению своих граждан жильем. В 1959 году лишь 9% сингапурцев имели квартиры, в настоящее время эта цифра составляет более 80%», - резюмировал Каримов.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram