ЭКСПЕРТЫ — ГОРОД АЛАТАУ МОЖЕТ СТАТЬ НОВОЙ ТОЧКОЙ ПРИТЯЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ
Институт экономических исследований оценил перспективы нового города.

В конце прошлого года численность населения Казахстана достигла 20 миллионов человек. В публикации Института экономических исследований эксперты подчёркивают, что демографический рост положительно влияет на производительность экономики, соответственно, увеличение количества граждан должно сопровождаться улучшением качества жизни, в частности в доступе к базовым инженерным и социальным услугам.
«На сегодняшний день, «эпицентром» роста населения Казахстана являются крупные города, так за последние 5 лет численность жителей городов выросло на 10% и составила почти 62%. По прогнозам АО «Институт экономических исследований» к 2030 году уровень урбанизации в Казахстане составит не менее 65%. Согласно результатом социологического исследования в 2023 году, половина из потенциальных мигрантов подумывают о переезде в города Астана, Алматы и Шымкент», - говорится в исследовании Института.
Рост урбанизации окажет давление на инженерную инфраструктуру. А учитывая её высокую изношенность, проблема может стать ещё более острой:
- износ электрических сетей составляет более 65%;
- средний возраст теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) более 60 лет со средним износом 67%;
- каждый третий дом имеет возраст более 50 лет;
- в аварийном состояний находятся почти 2000 домов;
- требуют замены почти 19% сетей водоснабжения;
- износ сетей канализации составляет более 40%;
- износ сетей теплоснабжения составляет 54%.
Эксперты института заключают, что давление демографического роста испытывает и социальная инфраструктура. Например, ещё не полностью обеспечен охват дошкольным образованием. Напомним, что охват детей в возрасте 2-6 лет составляет 90%. Существует и дефицит ученических мест в школах - 270 тыс. единиц. К тому же в более 700 школах наблюдается высокий износ здания.
Несмотря на то, что за последние 5 лет ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане увеличилась на 1,5 года, в системе здравоохранения наблюдается высокий износ медицинских учреждений и оборудования (более 50%).
«Как известно, в Казахстане рост численности населения сопровождался неконтролируемым ростом городов республиканского значения и соответствующим дисбалансом роста других городов. В результате, за последние 5 лет население городов республиканского значения выросло на 21% и на сегодняшний день составляет 4,7 млн. человек. За этот же период, население в городов областного и районного значения выросло на лишь на 10% и составляет сегодня порядка 7,5 млн. человек», - считают аналитики Института экономических исследований.
В разрезе регионов наиболее низкие показатели урбанизации наблюдаются в Алматинской — 16% и Туркестанской — 24% областях, вызванные наличием близ данных регионов крупных мегаполисов Алматы и Шымкент.
За последние 10 лет население города Шымкент выросло на 74%, а Алматы на 46%.
После получения статуса города областного значения, город Туркестан начал активно развиваться. Так, с 2018-2023 гг. численность населения города выросла на 35% (с 161,5 тыс. человек до 220 тыс. человек), а ввод объёмов жилых зданий выросло более чем в 6 раз.
«Учитывая всё вышеперечисленное, строительство нового города Алатау (ранее G4 City) близ города Алматы является логически правильным, так как новый город сможет стать контрмагнитной территорией в регионе, а также «точкой» экономического роста Алматинской области», - заключают эксперты.
В целом, экономическое преимущество нового города Алатау видится в стимулировании экономического роста посредством создания специальной экономической зоны (СЭЗ). Так, на территории СЭЗ «Алатау» предполагается размещение 171 проектов производств по 17 видам продукции, с возможностью создания более 100 тыс. новых рабочих мест.
В частности, планируются новые производства и услуги в таких сферах, как:
- строительство зданий и объектов инфраструктуры;
- производство бетонных изделий, строительного гипса и цемента.
- производство продуктов питания;
- производство текстильных, ковровых и кожаных изделий;
- производство бумаги и бумажной продукции;
- транспортно-логистические услуги и др.
В целом, для развития экономического потенциала города планируется на каждый 1 тенге государственных инвестиций привлечь почти 4 тенге частных.
UTC+00