НОВЫЕ АВТОДОРОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНЗИТНЫХ КОРИДОРОВ НА 8 ТРЛН ТЕНГЕ РАЗРАБАТЫВАЮТ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Реализацию проектов планируется осуществить за счёт займов международных финансовых институтов.
Фото: pixabay.com
Правительство разрабатывает новые крупные проекты в автодорожной сфере для улучшения транзитного потенциала страны. Министр транспорта Марат Карабаев на заседании правительства во вторник сообщил, что до 2029 года планируется реализовать 12 проектов общей протяженностью 4500 километров и стоимостью ₸8 трлн.
В настоящее время готовятся проектные документы, прорабатываются финансовые источники и механизмы их привлечения. Финансовыми источниками станут Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и Казахстанский банк развития.
Три проекта планируется начать уже в этом году. Первый – это проект «Караганда – Жезказган» общей протяженностью 572 километра, он соединит два областных центра, но и поможет привлечь грузоперевозки с севера и востока на Транскаспийский международный транспортный маршрут. Источником финансирования проекта определен Международный банк реконструкции и развития (МБРР), уже начаты конкурсные процедуры по определению подрядчиков.
Второй проект - дорога «Актобе – Улгайсын» протяженностью 262 километра. Стоимость проекта – ₸485 млрд. Проект является частью коридора «Западная Европа – Западный Китай», и предусматривает строительство четырёхполосной автомобильной дороги. В этом году строительные работы начаты на 28 километрах. Для оставшихся участков готовятся документы, а источником финансирования определён Европейский банк реконструкции и развития. Конкурсные процедуры начнутся до конца месяца, а договоры будут подписаны до конца года.
Третий проект - объездная дорога вокруг города Сарыагаш протяженностью 102 километра, стоимостью ₸400 млрд. Новая дорога охватит два района Туркестанской области и обеспечит объезд транзитного транспорта вокруг населённых пунктов Сарыагаш, Абай, Кызылскер и Амангельды. Документы по проекту готовы, источником финансирования определен Азиатский банк развития. Основные строительные работы начнутся в следующем году.
«Учитывая опыт реализации проектов последних лет и для повышения ответственности подрядчиков и проектировщиков, в этих проектах с поддержкой международных финансовых организаций вводятся контракты EPCM и принципы FIDIC. Согласно условиям контрактов, подрядная компания будет сама проектировать, строить и обслуживать объект в течение 7 лет. Основное преимущество этого подхода заключается в снижении рисков проектирования и качества строительства», – подчеркнул Карабаев.
Для привлечения местных компаний министерство транспорта предлагает внедрить ряд преференций. В их числе – предоставление льгот консорциумам, созданным с участием казахстанских компаний; преимущество компаниям с техникой, сосредоточенной в Казахстане; наличие казахстанской лицензии на проведение строительных работ; наличие контр-гарантий казахстанских банков при выдаче банковских гарантий.
«Данные предложения поддержаны международными финансовыми институтами и утверждены в качестве основных требований конкурса. Это повысит потенциал и опыт местных компаний, а также даст им возможность в будущем конкурировать с международными строительными компаниями», – отметил министр.
Общая протяжённость автодорог составляет 95 тыс. километров, из которых 25 тыс. километров республиканская сеть, 70 тыс. километров – дороги местной сети. В настоящее время нормативное состояние республиканских дорог составляет 92%, местной сети - 87%.
UTC+00