НА 7% СНИЗИЛОСЬ СОБЛЮДЕНИЕ В МИРЕ ПРАВА НА КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Международная организация труда призывает к укреплению социального диалога
Изображение: Lifestylememory/Freepik
Социальный диалог — ключ к экономическому и социальному развитию, обеспечивающий инклюзивный переход, утверждает доклад МОТ. Исследователи подчёркивают потенциал социального диалога на высшем уровне в продвижении достойного труда в эпоху беспрецедентных перемен. Авторы доклада призывают страны поддерживать основополагающие трудовые права, обеспечивать ресурсами участников социального диалога на высшем уровне (СДВУ), включать в него недостаточно представленные группы и проводить регулярные оценки эффективности. Страны, которые обеспечивают соблюдение основополагающих трудовых прав, имеют больше возможностей для укрепления социальной справедливости и демократического управления.
В новом докладе Международной организации труда подчёркивается, как социальный диалог способствует одновременному экономическому развитию и социальному прогрессу, обеспечивая справедливый и инклюзивный переход к низкоуглеродной и цифровой экономике.
СДВУ — это совокупность институтов и процессов, в рамках которых правительства, организации работодателей и работников ведут переговоры, консультируются друг с другом и обмениваются информацией по трудовым, экономическим и социальным вопросам на национальном или отраслевом уровне.
Как отмечается в докладе, СДВУ содействует обеспечению достойного труда, более справедливому распределению трудовых доходов и справедливому переходу к цифровой и зелёной экономике. Также подчёркивается, что ключевую роль играют соблюдение как в законодательстве, так и на практике принципов свободы объединений и действенное признание права на коллективные переговоры. Однако если социально-экономическая политика определяется краткосрочными соображениями и исключает важные слои общества, возможности СДВУ формировать изменения ослабевают.
Доклад о социальном диалоге выходит на фоне экономической и геополитической нестабильности, — отметила Мануэла Томей, заместитель генерального директора МОТ по вопросам управления, прав и диалога. — В условиях, когда технологический прогресс, изменение климата и демографические сдвиги коренным образом трансформируют рынки труда, социальный диалог остаётся надёжной моделью управления, позволяющей преодолевать сложности, находить справедливые решения и добиваться социальной справедливости.
Отчёт основан на тематических исследованиях, данных о трудовых отношениях, глобальном обзоре процессов и результатов СДВУ, а также на опросе 71 организации работодателей и работников в 38 странах об эффективности и инклюзивности национальных институтов социального диалога (НИСД).
Авторы отмечают, что в период с 2015 по 2022 г. уровень соблюдения странами свободы объединений и действенного признания права на коллективные переговоры снизился на 7%. Это связано с увеличением числа нарушений основных гражданских свобод и прав на ведение переговоров работодателей, работников и организаций, представляющих их интересы.
Страны, которые поддерживают эти основополагающие трудовые права, имеют больше возможностей для раскрытия преобразующего потенциала СДВУ, укрепления социальной справедливости и демократического управления, — подчеркнула Томей.
Согласно докладу, НИСД присутствуют в 87% государств-членов МОТ. Как было установлено в ходе анализа мнений, хотя три четверти работников и две трети работодателей считают НИСД эффективными, сохраняется обеспокоенность по поводу недостаточности мероприятий, проводимых правительствами или государственными органами по итогам социального диалога. Также вызывают беспокойство инклюзивность НИСД и пробелы в учёте потребностей недостаточно представленных групп населения, таких как женщины, молодёжь, работники и экономические единицы в неформальном секторе экономики.
Во многих странах признаётся важность участия организаций работодателей и работников в разработке и управлении политикой занятости или системами социальной защиты. Например, представители работодателей и работников входят в правления более чем 30% государственных служб занятости, а трёхсторонние консультации являются одним из ключевых требований в 25% национальных стратегий занятости. Приблизительно 80% из 187 государств-членов МОТ создали трёхсторонние органы на высшем уровне по безопасности и гигиене труда (БГТ). В 65 странах при участии социальных партнёров были проведены реформы в области социальной защиты, в результате которых был расширен охват пенсионных, медицинских и трудовых пособий.
В докладе также изучена роль установления минимальной заработной платы с участием социальных партнёров и на основе коллективных переговоров на отраслевом уровне в решении проблемы кризиса стоимости жизни и продвижении равенства в оплате труда. Подчёркивается, что СДВУ более эффективен в борьбе с высоким неравенством трудовых доходов, когда одновременно с национальными минимальными заработными платами, устанавливаемыми правительствами в консультации с социальными партнёрами, существуют минимальные заработные платы на отраслевом уровне, определяемые в ходе коллективных переговоров.
Имеющиеся данные позволяют заключить, что СДВУ способствует достижению в обществе консенсуса по вопросам цифровой трансформации и политики декарбонизации. Однако для решения задач двойного перехода СДВУ в большей степени используется в странах с хорошо развитыми институтами социального диалога и высоким уровнем распространения цифровых технологий. Как показывает обзор 118 процессов социального диалога за период 2022–2023 гг., примерно четверть из них была посвящена вопросам двойного перехода, в основном в Европе. Новое поколение промышленной политики, направленной на диверсификацию экономики и структурные преобразования и ориентированной на двойной переход, предоставляет возможность своевременно повысить роль социального диалога на высшем уровне в управлении этим переходом.
Призыв к действиям по реализации потенциала СДВУ
Чтобы в полной мере расширить охват и повысить эффективность СДВУ, МОТ призывает страны:
〶 Поддерживать основополагающие принципы и права в сфере труда, прежде всего свободу объединения и действенное признание права на коллективные переговоры.
〶 Обеспечить органы регулирования вопросов труда и социальных партнёров необходимыми ресурсами и техническими возможностями для эффективного участия в СДВУ.
〶 Включить в сферу деятельности НИСД и социальных партнёров недостаточно представленные группы населения.
〶 Проводить регулярные и основанные на фактических данных оценки роли и влияния институтов СДВУ в процессе принятия социально-экономических решений.
UTC+00