РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В МИРОВОЙ БОРЬБЕ ЗА МАРШРУТЫ
ЕС вступает в конкуренцию через Транскаспийский коридор
Изображение: intellinews.com
Глобализации помешала сначала глобальная пандемия, а теперь и растущая международная напряжённость. Распространяются новые торговые пути, и теперь ЕС вступает в игру с маршрутом, ведущим в Центральную Азию, пишет издание bne IntelliNews.
Глобальная пандемия, война в Украине, растущая напряжённость между Китаем и Западом и всё более раздробленный мир вынудили мировую экономику перестроить свои основные транспортные маршруты. Разгорается ожесточённая конкуренция за поиск лучшего маршрута для доставки товаров по всему миру, поскольку судоходство становится оружием геополитической конкуренции.
Китай, Россия, Индия, государства Ближнего Востока и все страны, расположенные между мегарынками Азии и Европы, уже продвигают свои различные проекты. И теперь в игру вступает ЕС. На саммите в конце января Брюссель предложил новый Транскаспийский транспортный коридор, соединяющий Европу с Центральной Азией через Кавказ, чтобы связать регион ближе с Западом.
Торговля между Европой и Центральной Азией за последние два года выросла на сотни процентов, поскольку такие страны, как Кыргызстан, стали основным перевалочным пунктом для поставок товаров, нарушающих санкции, импортируемых Россией. Но та же самая торговля используется Брюсселем в качестве инструмента для более тесной связи Центральной Азии с Западом, поскольку значительные потоки и соглашения о свободной торговле также дают Брюсселю некоторые рычаги воздействия на Центральную Азию, которых ему в настоящее время не хватает.
ЕС планирует привлечь до 10 млрд евро инвестиций для создания транспортного коридора из Центральной Азии в Европу через Кавказский регион и Турцию в обход России, а Брюссель готов выделить на эти цели 2,97 млрд евро, говорится в заявлении Еврокомиссии на недавнем форуме транспортных инвестиций «ЕС-Центральная Азия», который прошёл в Брюсселе 31 января:
Обязательство в размере 10 млрд евро представляет собой смесь текущих и запланированных инвестиций, которые… Европейская комиссия предполагает мобилизовать для устойчивого развития транспорта в Центральной Азии в краткосрочной перспективе, - говорится в сообщении. — «Специальная военная операция» России в Украине «подчеркнула необходимость поиска альтернативных, надёжных и эффективных торговых путей между Европой и Азией, которые не проходят через Россию.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)… подписал меморандумы о взаимопонимании на общую сумму 1,47 млрд евро с правительствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, а также с Банком развития Казахстана. Эти кредиты станут возможными благодаря гарантиям, предоставленным Европейской комиссией. Позже сегодня Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)... подпишет Меморандум о взаимопонимании с Казахстаном с инвестиционным портфелем на сумму 1,5 млрд евро, в рамках которого уже готовятся проекты для общего развития транспортных связей в Центральноазиатском регионе, - говорится в сообщении к заявлению.
Геополитика торговли
Пандемия коронавируса положила начало процессу деглобализации, когда компании стремились сократить цепочки поставок и начали процесс «почти закрепления», катализируемого растущего геополитического соперничеством между Востоком и Западом.
Обсуждаются два семейства маршрутов: те, которые включают Россию и Китай, и те, которые не включают. Транспортные сети стали более важными, поскольку глобальные узкие места в международном судоходствё всё чаще подвергаются угрозе со стороны региональных войн, таких как резкое падение торговли через Суэцкий канал , находятся под угрозой блокады из-за напряжённости между Востоком и Западом или подверглись негативному воздействию климатического кризиса, например, Панамский канал.
Китай на протяжении десятилетий инвестировал в свою инициативу «Один пояс и один путь» (BRI), которая обеспечит наземную связь между Европой и Азией, избегая контроля ВМС США над морскими путями между двумя мегарынками. Россия активно участвует во многих из этих проектов, поскольку они проходят через Евразию, что занимает центральное место в последней концепции внешней политики России, а также является ключевым направлением планов Китая.
Россия также инвестирует в развитие Северного маршрута, который соединяет Европу и Азию, обогнув верхнюю часть России – путешествие, которое стало легче благодаря отступающему льду благодаря глобальному потеплению и сокращает время транзита по южным маршрутам на несколько недель. Это также значительно сокращает путь из Европы на западное побережье США и позволяет избежать всё более перегруженного Панамского канала.
Северный маршрут работает уже более десяти лет, и торговля расширяется, поскольку Россия продолжает инвестировать в атомные ледоколы, необходимые для прохождения этого маршрута. Объём грузов, перевозимых по Северному маршруту, неуклонно растёт с примерно 8 млн тонн в 2017 году до нового рекордного уровня в 36,2 млн тонн в 2023 году, сообщает Синьхуа , что недалеко от цели в 40 млн тонн в год, установленной Пекином и Москвой несколько лет назад.
Этот маршрут всё чаще используется для доставки стратегически важного СПГ из России в Азию. В прошлом году на СПГ пришлось более половины грузопотоков по Северному маршруту.
Карта Северного маршрута
Страны Центральной Азии и Юго-Восточной Азии также заинтересованы в появлении новых маршрутов и обслуживают как тех, кто поддерживает китайско-российское сотрудничество, так и тех, кто этого не делает, поскольку они играют по обе стороны баррикад. Центральная Азия стала крупнейшим победителем нынешней глобальной шумихи, поскольку её торговля с остальным миром процветала, создавая значительную непредвиденную прибыль, а её геополитическая значимость была поднята до статуса, которым она не пользовалась более столетия.
Тем не менее, перевозки через Центральную Азию по-прежнему сталкиваются с рядом проблем, в том числе с узкими местами в логистике, поскольку в регионе нет достаточного количества современных складских помещений для облегчения транзитных объёмов грузов.
В то же время нестабильность в Афганистане остаётся серьёзной проблемой, фактически блокируя транспортный коридор Евразия-Азия, открытие которого хотели бы видеть все пять стран ЦА и Россия. Согласно Глобальному индексу миролюбия, в прошлом году Афганистан оставался наименее мирной страной в мире .
В разработке находится Средний коридор, соединяющий Центральную Азию с Европой, который может сократить время транзита вдвое — примерно с 30 до 15 дней. И, поскольку он проходит из Китая через Казахстан, Грузию и Азербайджан в Турцию и далее в ЕС, этот маршрут является одним из наиболее политически нейтральных вариантов, рассматриваемых на повестке.
Карта Среднего коридора
Один из проектов, который, кажется, умер почти сразу же после своего рождения, — это коридор Индия-Ближний Восток-Европа. В шокирующем заявлении во время саммита G20 прошлым летом Индия и Саудовская Аравия объявили, что с благословения США и ЕС они создают новый коридор, который соединяет Индию с Европой и проходит через Саудовскую Аравию к портам в Израиль, а затем в Европу – минуя своих бывших союзников – Россию и Китай.
Этот маршрут стал явным вызовом китайскому «Поясу и пути», а также, в некоторой степени, российскому Северному маршруту. Альтернативный транспортный маршрут с геополитической направленностью, коридор Индия-Ближний Восток-Европа был попыткой Индии и Саудовской Аравии войти в геополитическую транспортную игру с новым альтернативным маршрутом, в котором Индия и Ближний Восток были основными игроками.
Однако после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября и обострения напряжённости на Ближнем Востоке этот маршрут на данный момент не обсуждается, поскольку отношения между Эр-Риядом и Тель-Авивом резко испортились.
Карта коридора Индия-Ближний Восток-Европа
UTC+00