finance.kz

€18,5 МЛРД НЕОБХОДИМО ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЦА

Для удовлетворения грузопотока требуется расширение пропускной способности

global-business-container-cargo.jpg

Изображение; WangXiNa/Freepik


Для дальнейшего развития транспортно-логистической отрасли Казахстана необходимы совершенствование системы тарифообразования, цифровизация процессов, развитие ГЧП и активное международное сотрудничество. МФЦА подготовил аналитический отчёт о развитии сектора. Для удовлетворения потребностей растущего грузопотока необходимы расширение пропускной способности инфраструктуры, маркетинговые усилия и дополнительные международные соглашения. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития, общий объём инвестиций, необходимых для значительного улучшения транспортной инфраструктуры Центральной Азии и обеспечения устойчивых связей составляет €18,5 млрд, включая развитие 33 инфраструктурных проектов. Для Казахстана определено 13 проектов стоимостью €5,5 млрд.


Согласно отчёту, экономики основных игроков Евразийского континента – ЕС, Китая, Индии и Центральной Азии – будут расти и, следовательно, ожидается рост инвестиций и торгового оборота. На эти страны приходится 40% мировой экономики и 43% мирового населения. Наибольший рост в процентном отношении будет наблюдаться в экономиках Индии и Центральной Азии, также данные регионы продемонстрируют наибольший прирост населения в ближайшие годы в процентном соотношении. В то время как население ЕС останется стабильным, ожидается, что населения Китая и России сократятся.


МФЦА 1.jpeg

Источник: МФЦА, отчёт МВФ «Перспективы развития мировой экономики» за январь 2024 года


По данным BCG, мировая торговля будет расти 2,3% в год до 2031 года, что меньше прогнозируемого годового роста мировой экономики на 2,5%. Торговля между ЕС и Китаем будет расти, но более медленными темпами, чем в среднем по миру, поскольку компании сосредоточатся на повышении своей устойчивости. У Юго-Восточной Азии будет значительно больше торговли с Китаем, США, Японией и ЕС. Компании будут привлечены в данный регион более низкими затратами и растущей широтой и глубиной его производственных возможностей.


МФЦА 2.jpeg

Источник: BCG


Превалирующая часть торговли между Азией и Европой осуществляется морскими путями. Поскольку ожидается рост международной торговли между различными регионами Евразийского континента, особенно между Европой и Восточной Азией, Ближним Востоком и Восточной Азией, Европой и Юго-Восточной Азией, диверсификация логистических возможностей могла бы перенаправить часть грузооборота на сухопутные маршруты.


Среди сухопутных маршрутов Средний коридор играет важную роль для Центральной Азии, показывая быстрый рост объёмов грузов. По прогнозам Всемирного банка, к 2030 году ежегодные объёмы перевозок по Среднему коридору могут утроиться и достигнуть 11 млн тонн за счёт экономического роста Центральной Азии и Кавказа. За последние 10 лет объёмы грузоперевозок в Казахстане также выросли на 28% — с 487 млрд тонно-километров в 2014 году до 621 млрд тонно-километров в 2023 году.


МФЦА 3.jpeg

Источник: МФЦА, Aries Shipping Agency, сайт порта Поти, сайт порта Баку, Всемирный банк, VesselTracker.com


ВБ предполагает, что Средний коридор останется в основном региональным маршрутом, а межконтинентальная торговля будет составлять менее 40% его объемов к 2030 году. Казахстан как ключевой хаб Среднего коридора и коридора Север-Юг прилагает значительные усилия для развития собственных транспортных возможностей, отмечают авторы отчёта. Так, за последние 15 лет Казахстан инвестировал $35 млрд в транспорт и логистику.  Прогнозируется, что доля транспорта и логистики в ВВП Казахстана вырастет до 9% к 2025 году.


МФЦА 44.png


На сегодня ключевым видом грузоперевозок в Казахстане являются железные дороги, за ними следуют авто и трубопроводы. Объём ж/д грузоперевозок за последние годы значительно вырос, достигнув 327 млрд т-км в 2023 году. Показатель продолжал расти даже в разгар пандемии Covid-19 в 2020 году. На автотранспорт в Казахстане приходится значительная доля грузовых перевозок, 24% в 2022 году, и более 90% пассажирских перевозок.


Объём грузовых перевозок морским транспортом падает с момента достижения своего пика в 2011 году. Это произошло главным образом из-за замещения объёмов экспорта нефти через порты Каспийского моря другими видами транспорта.


Авиационная отрасль Казахстана восстанавливается после трёхлетнего спада, вызванного пандемией Covid-19. В 2022 году количество обслуженных полётов иностранных компаний через воздушное пространство Казахстана выросло почти в 2,5 раза по сравнению с 2021 годом. В 2023 году оно превысило 308 тысяч (транзит и посадка).


МЕСТО КАЗАХСТАНА В 2023 LOGISTICS PERFORMANCE INDEX (LPI)


МФЦА 4.jpeg

Источник: МФЦА, Отчёт Всемирного банка «Logistics Performance Index 2023»

Примечание: рейтинг показан для стран, расположенных вдоль Среднего Коридора и Сингапура как лидера рейтинга; Азербайджан не представлен в рейтинге

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram