finance.kz

ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК КЛЮЧЕВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ МИНЕРАЛОВ СИЛЬНО СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ У ДОМИНИРУЮЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Необходимы продуманные рыночные механизмы, которые не требуют чрезмерной государственной поддержки

Грузовик с никелевым рудником.png


Растущее ценовое давление в операциях за пределами доминирующих производителей создаёт риски для усилий по диверсификации и обеспечению устойчивости, пишут аналитики Международного энергетического агентства. Высокая концентрация цепочек поставок критически важных минералов представляет собой значительный вызов, требующий продуманных и сбалансированных политических решений. Вместо того чтобы полагаться исключительно на государственную поддержку, необходимо разрабатывать рыночные механизмы, которые стабилизируют цены, гарантируют объёмы и устанавливают стандарты устойчивости. Это позволит стимулировать инвестиции и развитие альтернативных источников поставок. Глобальное сотрудничество, охватывающее все этапы цепочки поставок, от добычи до конечного потребления, является ключом к созданию более безопасных, устойчивых и диверсифицированных систем поставок минералов в будущем.


Цепочки поставок ключевых энергетических минералов высококонцентрированы, что создаёт сильные стимулы для политиков к построению более безопасных и устойчивых цепочек поставок путём большей диверсификации. Эта концентрация часто поддерживается сетевыми эффектами, более низкими издержками и, во многих случаях, относительно энерго- и выбросоёмкими процессами. Капитальные затраты на добычу и переработку в регионах за пределами доминирующего игрока обычно на 50% выше, чем в странах-лидерах производства. Эти производители также часто сталкиваются с более высокими общими эксплуатационными расходами, что затрудняет сохранение прибыльности во время спадов цен на сырьё. Эти ценовые давления в сочетании с продолжающейся ценовой волатильностью и экономической неопределённостью сдерживают рост альтернативных источников поставок.


Хорошо продуманные рыночные механизмы могут ускорить диверсификацию без необходимости неустойчивой государственной поддержки. Хотя государственная финансовая поддержка необходима для привлечения краткосрочных инвестиций, особенно для проектов на ранних стадиях или с высоким риском, важно создать устойчивый рынок для более диверсифицированных цепочек поставок с помощью правил рыночных механизмов. Поэтому всё больше внимания уделяется механизмам, которые могут смягчить некоторые ключевые неопределённости в отношении цен и объёмов, включая стимулирование на основе стандартов и структуры спроса. Механизмы стабилизации цен, такие как контракты на разницу и модели «потолок и пол», могут помочь стабилизировать затраты как для производителей минералов, так и для потребителей без чрезмерных фискальных последствий. Механизмы гарантии объёма могут поддерживать инвестиции, обеспечивая большую определённость спроса для новых проектов. Политика доступа к рынку на основе стандартов (или квалификационные подходы) является ещё одним вариантом, позволяющим только минералам, соответствующим определённым критериям устойчивости или производства, получать доступ к конкретным сегментам рынка, таким как стратегические резервы или каналы государственных закупок. Политические механизмы должны балансировать цели безопасности поставок с конкурентными сигналами, которые стимулируют эффективность.


Анализ чувствительности потенциальных затрат и выгод от внедрения модели «потолок и пол» на рынке никеля подчёркивает проблемы, связанные с внедрением рыночных механизмов. Анализ представляет собой диапазон цен «потолка» и «пола», применяемых к производству никеля за пределами трёх ведущих стран-производителей. Он подчёркивает важность тщательной калибровки референтных цен. Установка слишком высокого «пола» может обеспечить сильные инвестиционные стимулы, но привести к неустойчивому фискальному бремени. И наоборот, чрезмерно консервативное ценообразование может ограничить эффективность инструмента в стимулировании новых поставок, — отметили аналитики МЭА.


Применение ценовых механизмов к рынку никеля также может подчеркнуть возможности, связанные с внедрением этих рыночных механизмов. Производители никеля за пределами трёх ведущих игроков особенно чувствительны к ценовой волатильности, поскольку, по оценкам, 80% из них имеют общие эксплуатационные расходы выше преобладающей цены 2024 года. В то же время доминирование на рынке часто связано с низкими затратами, обусловленными энерго- и выбросоёмкими производственными затратами, которые сосредоточены в Китае и Индонезии.


Наш анализ показывает, что целевые стимулы для более чистого производства никеля могут высвободить значительные объёмы поставок за пределами сегодняшних доминирующих производителей и снизить глобальную концентрацию рынка на 7% к 2035 году.


Глобальное сотрудничество остаётся необходимым для диверсификации источников поставок, связывая богатые ресурсами страны с теми, кто обладает возможностями переработки и конечными потребителями. Существуют большие возможности для трансграничных партнёрств и сотрудничества в высококонцентрированных цепочках поставок.


Например, африканские страны, такие как Мадагаскар, Мозамбик и Танзания, обладают примерно четвертью мировых ресурсов графита, в то время как США, Япония, Корея и Германия имеют возможности и планы по производству графитовых анодных материалов. Аналогично, обильные ресурсы редкоземельных металлов существуют в Австралии, Бразилии, Вьетнаме и других странах, в то время как Европа, США и Малайзия инвестируют в предприятия по разделению. Мощности по производству постоянных магнитов развиваются в Японии, Корее, Европе и США. Картирование возможностей для связей по всей цепочке поставок, а не сосредоточение исключительно на одной части цепочки создания стоимости, может помочь реализовать потенциал партнёрств в диверсификации источников поставок. За этим должны последовать рамки сотрудничества, такие как совместные инвестиции, соглашения о покупке и общие механизмы снижения рисков, заключили аналитики.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram