finance.kz

БОЛЕЕ ЧЕТВЕРТИ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРОДАННЫХ В 2025, БУДУТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ

Внедрение электрокаров сократит потребление нефти на 5 млн баррелей в день к 2030 году

krupnym-planom-na-zaradke-elektromobila.jpg

Изображение: Freepik


Мировой рынок электромобилей демонстрирует устойчивый и ускоряющийся рост: ожидается, что уже в этом году более четверти всех проданных автомобилей будут электрическими, а к 2030 году их доля превысит 40%, говорится в отчёте Международного энергетического агентства. Драйвером роста становится растущая доступность электромобилей, особенно заметная в Китае, который является безусловным лидером рынка и крупным экспортёром, способствующим снижению цен в других регионах. Несмотря на стагнацию в Европе и умеренный рост в США по сравнению с другими рынками, развивающиеся страны Азии и Латинской Америки показывают значительное увеличение продаж. Сектор электрических грузовиков также активно развивается.


После очередного года уверенного роста мировые продажи электромобилей превысят 20 миллионов в 2025 году, составив более четверти от общего числа проданных автомобилей по всему миру, согласно докладу МЭА Global EV Outlook. Несмотря на недавние экономические трудности, оказавшие давление на автомобильный сектор, мировые продажи электромобилей продолжают бить рекорды, поскольку электрические модели становятся всё более доступными. Мировые продажи превысили 17 миллионов в 2024 году, впервые превысив 20% доли мирового автомобильного рынка, как ранее прогнозировало МЭА. Только дополнительно проданные в 2024 году 3,5 миллиона электромобилей по сравнению с предыдущим годом превышают общее количество электромобилей, проданных во всём мире в 2020 году. А за первые три месяца 2025 года продажи электромобилей выросли на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На всех основных и многих других рынках были установлены новые рекорды продаж за первый квартал.


Китай сохраняет свои позиции лидера на рынке электромобилей: на них пришлось почти половина всех продаж автомобилей в 2024 году. Количество электромобилей, проданных в Китае в прошлом году (более 11 миллионов), эквивалентно общему количеству, проданному по всему миру в 2022 году. В результате продолжающегося сильного роста 1 из 10 автомобилей на дорогах Китая теперь является электрическим.


Развивающиеся рынки в Азии и Латинской Америке становятся новыми центрами роста: продажи электромобилей выросли более чем на 60% в 2024 году, достигнув почти 600 000 — примерно столько же, сколько составлял европейский рынок пятью годами ранее. В Юго-Восточной Азии продажи электромобилей выросли почти на 50%, составив 9% от всех продаж автомобилей в регионе, с заметно более высокими долями продаж в Таиланде и Вьетнаме. В Бразилии, крупнейшем автомобильном рынке Латинской Америки, продажи электромобилей в 2024 году более чем удвоились до 125 000, достигнув доли продаж более 6%. Продажи в Африке также более чем удвоились, в основном благодаря растущим продажам в Египте и Марокко, хотя электромобили по-прежнему составляют менее 1% от общего объёма продаж автомобилей на континенте. Поддержка политики и относительно доступный импорт электромобилей из Китая сыграли центральную роль в увеличении продаж на некоторых развивающихся рынках электромобилей, например, на них пришлось 85% продаж электромобилей как в Бразилии, так и в Таиланде. На всех развивающихся рынках за пределами Китая на китайский импорт пришлось 75% прироста продаж электромобилей в 2024 году. говорится в отчёте.


В США продажи электромобилей выросли примерно на 10% по сравнению с предыдущим годом, достигнув более одной десятой от общего числа проданных автомобилей. В Европе продажи стагнировали из-за свёртывания программ субсидирования и других мер поддержки, хотя доля электромобилей на рынке осталась на уровне около 20%.


Наши данные показывают, что, несмотря на значительные неопределённости, электромобили сохраняют сильную траекторию роста в мировом масштабе. Продажи продолжают устанавливать новые рекорды, что имеет серьёзные последствия для международной автомобильной промышленности, — заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль. — В этом году мы ожидаем, что более четверти автомобилей, проданных по всему миру, будут электрическими, причём рост ускорится во многих странах с развивающейся экономикой. К концу этого десятилетия более двух из пяти автомобилей будут электромобилями, поскольку они становятся всё более доступными.


Ожидаемый рост продаж электромобилей возглавляют Китай и Европа, наряду со значительным увеличением продаж в странах с развивающейся экономикой. В Китае продолжение стимулирующих программ по замене старых автомобилей и снижение цен на электромобили означают, что доля электромобилей, по прогнозам, достигнет около 60% от общего объёма продаж автомобилей в стране в 2025 году. Стандарты выбросов в Европейском союзе и Великобритании потребуют более высокой доли продаж автомобилей с нулевым уровнем выбросов в 2025 году. Ожидается, что эти политические меры, основанные на росте продаж более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом, наблюдаемом в первом квартале, приведут к увеличению продаж электромобилей в Европе в текущем году и достижению доли продаж в 25%, несмотря на гибкость, предоставленную автопроизводителям для достижения целевого показателя снижения выбросов в ЕС в 2025 году. Хотя прогноз продаж электромобилей в США на этот год остаётся неопределённым с учётом текущего политического курса, в настоящее время ожидается, что продажи сохранят рост на уровне 10%, наблюдавшийся в первом квартале; поскольку потребители пользуются существующими налоговыми льготами ввиду их потенциальной отмены, по прогнозам, продажи электромобилей составят 11% от общего объёма продаж автомобилей за весь год. В странах с развивающейся экономикой, за исключением Китая, продажи, как ожидается, продолжат активно расти, увеличившись на 50% и достигнув 1 миллиона в 2025 году.


Несмотря на неопределённости в прогнозе, доля электромобилей в общем объёме продаж автомобилей превысит 40% в 2030 году при сохранении текущих политических условий. Китай готов продолжить лидировать по продажам электромобилей до 2030 года, достигнув доли продаж около 80% благодаря значительной рыночной динамике и конкурентоспособным ценам на электромобили. В Европе целевые показатели по выбросам углекислого газа (CO2) способствуют достижению доли продаж около 60% к 2030 году, что немного ниже прогноза прошлого года.


Доля продаж в США растёт гораздо скромнее, чем в нашем прошлогоднем прогнозе, достигнув около 20% к 2030 году при сохранении текущего политического курса — это менее половины доли, прогнозируемой на 2030 год в прошлом году. Тем временем в Юго-Восточной Азии продажи электромобилей стимулируются сильной политической поддержкой и наличием внутренних производственных мощностей: к 2030 году каждый четвёртый продаваемый в регионе автомобиль, по прогнозам, будет электрическим. Двух- и трёхколесный транспорт — важный вид дорожного транспорта в регионе — электрифицируется быстрее: к 2030 году почти 1 из 3 таких проданных транспортных средств будет электрическим.


По всем видам транспорта внедрение электромобилей приведёт к замещению потребления более 5 миллионов баррелей нефти в день по всему миру к 2030 году, что является важным фактором энергетической безопасности. Половина этой экономии достигается за счёт внедрения электромобилей в Китае. Неопределённость относительно мирового экономического роста и развития торговой и промышленной политики может повлиять на прогноз. Однако продажи электромобилей поддерживаются их растущей доступностью, говорится в докладе.


На мировом уровне средняя цена на аккумуляторный электромобиль снизилась в 2024 году на фоне растущей конкуренции и снижения стоимости аккумуляторов. В Китае две трети всех проданных в прошлом году электромобилей стоили дешевле своих традиционных аналогов даже без учёта стимулирующих выплат. Однако во многих других рынках разрыв в закупочной цене с традиционными автомобилями сохранился. Средняя цена на аккумуляторный электромобиль в Германии, например, оставалась на 20% выше, чем на его традиционный аналог. В США аккумуляторные электромобили по-прежнему были на 30% дороже.


Электромобили остаются стабильно более дешёвыми в эксплуатации на многих рынках, исходя из текущих цен на энергоносители. Даже если цены на нефть упадут до $40 за баррель, эксплуатация электромобиля в Европе с зарядкой дома будет стоить примерно вдвое дешевле, чем эксплуатация традиционного автомобиля при текущих тарифах на электроэнергию для населения.


Согласно докладу, почти пятая часть мировых продаж электромобилей приходится на импортируемые автомобили. Китай, на долю которого приходится более 70% мирового производства, экспортировал почти 1,25 миллиона электромобилей в другие страны в 2024 году. В том числе во многие развивающиеся страны, где цены на электромобили значительно снизились благодаря китайскому импорту. Несколько потенциальных рынков для экспорта китайских электромобилей недавно ввели или рассматривают возможность введения пошлин. Это побудило китайских производителей либо наращивать экспорт до вступления таких пошлин в силу (как в Бразилии), либо искать новые рынки сбыта для своей продукции. Сегодня зарубежные производственные мощности китайских производителей обеспечивают около 5% продаж электромобилей на развивающихся рынках и будут расти дальше.


Мощность зарядки является важным показателем достаточности общественных зарядных сетей. Количество сверхбыстрых зарядных устройств мощностью 150 киловатт (кВт) и выше выросло примерно на 50% в 2024 году и теперь составляет почти 10% от всех общественных быстрых зарядных устройств. Общественные медленные зарядные устройства в городских районах являются решением для владельцев электромобилей, не имеющих доступа к домашней зарядке, но быстрые зарядные устройства вдоль автомагистралей помогают совершать дальние поездки. В Европе более 3/4 всех автомагистралей имеют станции быстрой зарядки по крайней мере каждые 50 км, по сравнению с менее чем половиной автомагистралей США. В глобальном масштабе общественная зарядная мощность для легковых электромобилей должна вырасти почти в девять раз к 2030 году, чтобы поддержать продажи электромобилей, подразумеваемые текущей политикой. Несмотря на это, электромобили будут составлять лишь 2,5% от общего мирового спроса на электроэнергию в 2030 году.


В докладе также уделяется особое внимание электрическим грузовикам и стоимости их владения. Отмечается, что в прошлом году мировые продажи электрических грузовиков выросли примерно на 80%, составив около 2% от общего объёма продаж грузовиков по всему миру. Этот рост, обусловленный удвоением продаж в Китае, был поддержан конкурентоспособностью по стоимости некоторых тяжёлых электрических грузовиков в Китае по сравнению с их дизельными аналогами — гораздо более низкие эксплуатационные расходы электрических моделей компенсировали их более высокую закупочную цену.


Обязательные периоды отдыха для водителей грузовиков могут сыграть важную роль в снижении альтернативных издержек зарядки в пути. Для дальних грузоперевозок время ожидания перезарядки электрического грузовика может создавать трудности для операторов логистики. Однако 45-минутный период отдыха, предусмотренный законодательством Европейского союза, может обеспечить увеличение дальности хода для тяжёлого грузовика примерно на 150 км при использовании зарядного устройства мощностью 350 кВт и до примерно 400 км при использовании мегаваттного зарядного устройства. Хотя в США и Китае также предусмотрены обязательные периоды отдыха, структура политики ЕС в настоящее время наиболее благоприятна для поддержки внедрения электромобилей.

UTC+00

Интересно сейчас

telegram