finance.kz

НАПРЯЖЁННОСТЬ В КРАСНОМ МОРЕ МОЖЕТ УХУДШИТЬ ЭКОНОМИКУ ЕВРОПЫ

Об усилении экономических проблем из-за конфликта предупреждают эксперты
НАПРЯЖЁННОСТЬ В КРАСНОМ МОРЕ МОЖЕТ УХУДШИТЬ ЭКОНОМИКУ ЕВРОПЫ

Изображение: Myléne/Pixabay


Все товары, поставляемые контейнерными перевозками, не только будут доставлены в пункт назначения с опозданием, но и цены теперь будут отражать рост затрат. Это означает рост цен на полках в магазинах для конечного потребителя, что, в свою очередь, приведёт к общему росту инфляции, пишет международный аналитик в сферах экономики и энергетики Усама Ризви. Его статью с оговоркой, что она не отражает редакционную позицию редакции, опубликовал Euronews.

 

Поскольку Великобритания и США нацеливаются на объекты хуситов, напряжённость в Красном море растёт и создаёт возможность полномасштабного кризиса, который может поставить под угрозу восстановление мировой экономики, отмечает аналитик. При таком сценарии европейцы могут ожидать повышения цен на энергоносители, задержек поставок и возврата инфляции, что приведёт к более высоким и долгосрочным процентным ставкам. Все эти события создают ещё больше проблем для среднего потребителя и местного бизнеса.

 

Проблемы начались, когда йеменская группировка начала атаковать коммерческие суда в результате продолжающегося конфликта между Израилем и ХАМАС на Ближнем Востоке. На данный момент хуситы совершили десятки атак на корабли, пересекающие важные международные морские пути. В ответ Великобритания и США начали воздушное наступление, а президент Штатов Джо Байден приказал нанести удары «в ответ на беспрецедентные нападения хуситов на международные морские суда в Красном море». По официальным сообщениям, силы коалиции нанесли удары по более чем 16 городам и поразили 60 целей. 

 

Участие США, Великобритании и коалиционных сил превратило региональный кризис в глобальный. США обвинили Иран в поддержке хуситов. Если такое развитие событий продолжится, то мировая экономика, включая экономику ЕС, понесёт значительные потери.

 

Европа может пострадать от повышения цен на энергоносители

 

Цены на нефть уже выросли в результате напряжённости: Brent достигла психологически важной отметки в 80 долларов (73,12 евро). На Красное море приходится 12% мировой морской торговли нефтью и 8% сжиженного природного газа (СПГ). Объём сырой нефти, проходящей через Суэцкий канал, увеличился на 60% с 2020 года, поскольку в Европе зарегистрирован рост спроса после пандемического минимума.  Кроме того, Европа импортирует нефть от производителей Ближнего Востока через Суэцкий канал с тех пор, как ЕС ввёл санкции против России из-за конфликта в Украине. 

 

По данным аналитика грузовых перевозок Vortexa, объезд из-за сбоёв в Красном море может привести к увеличению времени, которое обычно требуется нефтяным танкерам для путешествия по основным мировым маршрутам, включая Индию, в Европу и на Ближний Восток, на 58–129%. в Европу.


Худшего момента не могло быть, особенно сейчас, когда в Европе зима, с возможными перебоями в энергоснабжении, которые могут напрямую повлиять на домохозяйства. 


Сбои в цепочке поставок


Через Красное море проходит более 15% мирового судоходства, что делает его одним из важнейших стратегических водных путей в мире. По последним данным, в 2022 году через Красное море было обменено около 123,5 миллиона метрических тонн товаров, и через него прошло более 22 000 судов. В целом, колоссальные 12% объёмов мировой торговли используют этот торговый маршрут.


Однако из-за сбоев контейнеры мировых судоходных компаний используют более длинный маршрут, избегая Красного моря и огибая мыс Доброй Надежды. Это приводит к резкому росту тарифов на доставку, поскольку стоимость одного контейнера выросла до 5000 долларов США (4570 евро) и 8000 долларов США (7312 евро), что в два-пять раз превышает обычную ставку для этого времени года. 


Кроме того, объезд увеличивает обычное расстояние примерно на 10 дней или 3500 морских миль, что ещё больше увеличивает страховые взносы. По информации базы данных контейнерных ставок Xeneta, ставки фрахта между Дальним Востоком и Северной Европой выросли на 124%.


В результате все товары, перевозимые в контейнерах, не только доберутся до места назначения с опозданием, но и будут включать в свою стоимость рост затрат. Это будет означать рост цен на полках, что, в свою очередь, приведёт к общему росту инфляции.


Инфляция и сохраняющиеся высокие процентные ставки


По данным Allianz Trade, сбои могут привести к увеличению инфляции на 0,7% в Европе, что может ещё больше задержать восстановление после серьёзного экономического спада в регионе. 


Это также может заставить Европейский центральный банк дольше удерживать процентные ставки на высоком уровне, чтобы его усилия по борьбе с инфляцией не потеряли импульс. ЕЦБ повышал ставки 10 раз подряд.


Более высокие процентные ставки могут оказать понижательное давление на бизнес, а также препятствовать дальнейшей экономической активности — то, что уже было приглушено в течение 2023 года, о чём свидетельствует индекс PMI еврозоны, который составляет 43,8, что предполагает падение производства в течение восьми месяцев подряд.


Перспективы европейской инфляции в последнее время улучшились, но предстоит пройти ещё долгий путь. В Германии инфляция потребительских цен выросла на 3,8% в декабре, превысив 2,3% в ноябре. Во Франции также зарегистрирован рост индекса потребительских цен, который в декабре составил 4,1% против ноябрьского показателя в 3,9%. 


Рост цен на энергоносители и сбои в цепочках поставок, вероятно, усугубят текущие экономические проблемы европейских стран, а это означает, что напряжённость в Красном море может иметь серьёзные последствия для Европы в частности и мира в целом.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram