finance.kz

НАДО БРОСИТЬ ЛИТЬ! ЦА НА ПОРОГЕ ХРОНИЧЕСКОГО ДЕФИЦИТА ВОДЫ

ЕАБР разработал 10 практических шагов для водосбережения в регионе.
НАДО БРОСИТЬ ЛИТЬ! ЦА НА ПОРОГЕ ХРОНИЧЕСКОГО ДЕФИЦИТА ВОДЫ

Ежегодно страны Центральной Азии сталкиваются с дефицитом воды, однако после запуска в 2028-году канала Кош-Теп в Афганистане, эта проблема может стать хронической. Об этом в своём отчете упоминает ЕАБР. 

Снимок экрана 2023-11-16 в 13.34.51.png


Особенно сильно проблема затрагивает сельское хозяйство. В Центральной Азии этот сектор экономики  является основным потребителем воды: 100,4 из 127,3 км3/год, или 80% используемой воды в регионе было израсходовано на ирригационные цели в 2020 г. При этом эксперты отмечают ряд существенных проблем, из-за которых сельское хозяйство, на котором базируется продовольственная безопасность региона, служит угрозой водосбережению. 


Снимок экрана 2023-11-16 в 16.53.28.png


«Решение проблемы нехватки водных ресурсов следует искать в первую очередь в ирригационном орошении. Сельское хозяйство потребляет до 80% воды и характеризуется низкой эффективностью водопользования. Возраст ирригационной инфраструктуры превышает 50 лет. Засолению подвержены свыше 50% орошаемых земель. В оросительных каналах теряется 40% воды», - говорится в исследовании ЕАБР. 


Ко всему прочему регион входит в число самых уязвимых перед изменением климата. Температура здесь растет быстрее, чем в среднем на планете. Увеличивается число засух и периодов маловодья. Меняется гидрологический режим рек и условия питания подземных вод. Стремительно сокращается площадь ледников – на 30% за последние 50 лет. Климатические изменения влекут за собой уменьшение стока рек, в то время как потребности региона в воде стремительно растут. Но необходимость в рациональном использовании водных ресурсов кроется не только в климатических изменениях. 

 

«Актуальность проблемы обусловлена также ожидаемым сокращением поступления речного стока Амударьи со стороны Афганистана. К 2028 г. сочетание климатических изменений, наступления маловодного периода и ввода в эксплуатацию канала Кош-Тепа в Афганистане приведут центральноазиатский регион к острому хроническому дефициту водных ресурсов, оцениваемому аналитиками ЕАБР в 5-12 км3». 


Снимок экрана 2023-11-16 в 13.34.09.png


Аналитики ЕАБР разработали 10 практических шагов для сохранения потенциала орошаемых земель и улучшения эффективности водопользования в Центральной Азии. 

Снимок экрана 2023-11-16 в 13.35.39.png


В первую очередь регион нуждается в консолидированном региональном подходе.

  1. Необходимо создать Международный водно-энергетический консорциум Центральной Азии (МВЭК ЦА). Его создание облегчит взаимодействие и диалог многосторонних банков развития (МБР) с государствами региона.
  2. Консорциумы могут создаваться и для реализации отдельных крупных инвестиционных проектов (крупные гидротехнические объекты). Сотрудничество МБР могло бы решить задачу привлечения инвестиций в ирригацию. 
  3. Целесообразно создание Регионального производственно-сервисного кластера, специализирующегося на современном ирригационном оборудовании. По площади орошаемых земель Центральная Азия занимает пятое место в мире (по совокупности) после Китая, Индии, США и Пакистана и представляет собой емкий рынок ирригационного оборудования в 140–320 млн долл. Это 4–8% мирового рынка.
  4. Необходима консолидация позиции стран ЦА по укреплению сотрудничества с Афганистаном. Целесообразно предложить схему партнерства в действующих механизмах управления водными ресурсами Центральной Азии, в том числе на платформе МФСА и других региональных организаций, вовлеченных в сферу трансграничных водных ресурсов.

Переход к водосбережению должен быть обеспечен финансовыми ресурсами и требует институциональных решений.   

  1. Развитие водно-ирригационных систем Центральной Азии нуждается в привлечении значительных инвестиций, в том числе в формате государственно-частного партнерства (ГЧП).  Помимо бюджетных средств высокое значение для финансирования таких проектов имеют также финансовые ресурсы МБР.
  2. Исключительно важно организовать правильный учет воды на межхозяйственных каналах и в фермерских хозяйствах при участии ассоциаций водопользователей (АВП). Укрепление организационно-правового статуса АВП повысит ответственность и обязательства АВП относительно использования водных ресурсов. Эти меры позволят впоследствии перейти к системе платных услуг по подаче воды для фермерских хозяйств.
  3. Постепенное включение в тариф инвестиционных отчислений поможет бюджетным водохозяйственным организациям осуществлять инвестиции в строительство, модернизацию и реновацию ирригационных систем.
  4. Для противодействия повсеместному засолению орошаемых земель, необходимо переустройство оросительных и дренажных систем. К примеру, внутрихозяйственные земляные каналы могут быть переоборудованы в лотковые, а существующие могут быть заменены системой трубопроводов для подачи воды на поля. Это сократит фильтрационные потери в три-четыре раза.
  5. Рекомендуется повсеместно внедрить цифровые технологии в водном хозяйстве. Это позволит рационально распределить воду, обеспечит точный водоучет и значительно облегчит переход к системе платных услуг по подаче воды для фермерских хозяйств. Ожидаемая экономия потерь воды от внедрения цифровых технологий водоучета оценивается в 12–15% в год. Целесообразно также организовать постоянную систему мониторинга состояния орошаемых земель и засоления почв с использованием дистанционной спутниковой диагностики.
  6. Рекомендуется повсеместно использовать современные технологии полива, лазерной планировки земель, возделывания сельскохозяйственных культур. Так, качественная планировка позволит экономить от 20-30% воды в год. 


По подсчётам аналитиков банка, ввод в оборот выбывших орошаемых земель по умеренному сценарию потребует порядка $75-150 млн инвестиций в год. На период до 2030 года они составят $900 млн, или примерно $128 млн в год. Для строительства новых оросительных систем и восстановления орошаемых земель до 2030 года потребуется $1,1 млрд, или порядка $163 млн в год.

Предполагается, что в общем объеме инвестиций доля республиканского и местных бюджетов должна составить 55-60%, частного финансирования – 10-15% и внешнего – 25-35% .


«При таком распределении ежегодный приток иностранных инвестиций в сектор ирригации оценивается в объеме до $41-57 млн, и на период до 2030 года они должны составить в совокупности $285-400 млн», – спрогнозировали в ЕАБР.




UTC+00

Интересно сейчас

telegram