finance.kz

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАДЕЖДЫ ВЫВЕСТИ ОТРАСЛЬ НА САМОДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

Разработан новый национальный проект по ускоренному развитию сельхозсектора

Фото: pixabay.com


На публичное обсуждение представлен проект документа «Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024-2028 годы». За четыре года реализации планируется в два раза увеличить такие показатели отрасли, как валовое производство продукции, экспорт и производительность труда.

 

В каком состоянии начнется реализация

 

По динамике последних лет ситуация улучшается. Так, в 2023 году валовый выпуск продукции сельского хозяйства составил ₸8,7 трлн, что в номинальном выражении выше уровня 2019 года в 1,7 раза. Производительность труда в сельском хозяйстве в 2023 году составила ₸4,5 млн на одного занятого.

 

Однако из-за резких изменений климата, масштабной засухи и обильных дождей, всё чаще правительству приходится принимать оперативные меры поддержки производителей. Такую экстренную помощь оказывали, в частности, в 2021 и 2023 годах.

 

Среди системных проблем в нацпроекте отмечается недостаточный темп диверсификации в растениеводстве, слабое внимание «развитию высокорентабельных культур (масличные, сахарная свекла, кормовые) и сокращению влагоемких культур».

 

У сельхозпроизводителей по-прежнему недостаточно доступных оборотных средств на проведение посевных и уборочных работ. По представленным расчетам, для проведения работ в оптимальные сроки с соблюдением необходимых агротехнологий требуется порядка ₸1,5 трлн оборотных средств. При этом, объем льготного кредитования в 2023 году составил ₸180 млрд, или 12% от потребности. Банки второго уровня недостаточно активно кредитуют сектор АПК. Причина – высокие риски и отсутствие твердых залогов. Поэтому основной источник финансирования – это льготные кредиты со стороны государственных институтов.

 

В результате не в полном объеме проводятся агротехнические работы, минеральные удобрения вносятся лишь на 21% от потребности, доля оригинальных семян составляет 0,8%, при этом есть и высокая импортозависимость по семенам пшеницы от 40%, по овощам до 100%.  Износ техники составляет 80%, а темпы ее обновления составляют лишь 4,5%.

 

В животноводстве ситуация оценивается не лучше: средние надои, яйценоскость и средняя живая масса КРС значительно ниже, чем в соседних странах (средний надой на 1 голову РК – 2395 кг, средний живой вес с головы РК – 339 кг, средняя яйценоскость РК – 205 шт.). Причинами, в первую очередь, являются слабая кормовая база, недостаточный генетический потенциал сельскохозяйственных животных и низкое финансирование отрасли.

 

При этом у Казахстана узкая география экспорта. Традиционно рынками сбыта для растениеводческой продукции являются Средняя Азия и Афганистан. За последние годы потеряны рынки Киргизии, Азербайджана и Грузии по пшенице, значительно уменьшились поставки зерна в Иран и Туркменистан. Нет и значительных подвижек в экспорте животноводческой продукции. За последние 10 лет во внешней торговле заметно сократилась география и объем экспорта сельхозкультур: если в 2012 году экспорт зерновых и масличных культур осуществлялся в 63 страны, в 2022 году – в 31 государство. Снизились и экспортируемые объемы.

 

Чего хочет достичь правительство

 

Идеальная картина состояния АПК, зафиксированная в проекте, такова: увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в 2 раза за 2024-2028 годы.  

 

Обновление сельхозтехники должно дойти до темпов 8-10% в год. Производительность труда - вырасти в 2 раза до ₸9,1 млн, экспорт продукции АПК также должен увеличиться вдвое до $10 млрд, приток инвестиций в сельское хозяйство возрастет в 3,3 раза - до ₸3,2 трлн.

 

Доля переработанной сельхозпродукции (молоко, мясо, семена масличных, рис, кукуруза, гречиха) должна увеличиться до 70%. Самобеспеченность по импортозависимым продовольственным товарам за счет отечественного производства должна дойти до 100% по яблокам, колбасным изделиям, сырам и творогу, мясу птицы, и по сахару до 83%.

 

Пути достижения этих целей

 

Механизмы для достижения таких результатов предусматриваются прежние – государственная поддержка в виде льготного кредитования и субсидирования. В частности, предполагается расширить льготное кредитование (со ставкой не более 5% годовых) весенне-полевых и уборочных работ (на приобретение семян, удобрений, пестицидов, ГСМ) и финансирование проведения форвардного закупа сельскохозяйственной продукции в объеме не менее ₸1,5 трлн ежегодно; а на льготный лизинг сельхозтехники – не менее ₸450 млрд ежегодно (со ставкой не более 5% годовых).

 

Средства на эти цели пойдут преимущественно из республиканского бюджета. Проектом предусмотрено увеличение объема государственной поддержки АПК в 2 раза. В целом, на период 2024 – 2028 годы предусмотрено выделение ₸15,7 трлн, в том числе: из республиканского бюджета – ₸9,4 трлн; местного бюджета – ₸2,4 трлн; внебюджетные средства – ₸3,8 трлн. Предполагается, что ₸10,4 трлн будут на возвратной основе.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram