ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ: КАЗАХСТАН НАРАСТИТ ЛОКАЛИЗАЦИЮ
Подготовлены комплексные меры для расширения производства комплектующих.
Правительство прорабатывает финансовые инструменты поддержки отечественных производителей комплектующих для железнодорожного машиностроения. Заместитель премьер-министра Роман Скляр, отвечая на запрос депутатов парламента, сообщил, что в настоящее время для стимулирования участия отечественных производителей в цепочках поставок прорабатываются системные решения, обеспечивающие формирование долгосрочных условий. В частности, будут установлены единые подходы к требованиям локализации при закупках за счёт бюджетных и квазигосударственных средств.
В настоящее время в рамках программ обновления подвижного состава АО «Казтемиртранс» и АО «KTZ Express» осуществляется приобретение грузовых вагонов и платформ за счёт средств АО «Фонд развития промышленности». По таким проектам предусмотрено обязательное соблюдение критериев качества, безопасности и экономической эффективности. Наряду с этим, министерством промышленности и строительства совместно с министерством транспорта прорабатывается заключение трехсторонних соглашений между производителями подвижного состава, финансовыми институтами и государственными органами, предусматривающих встречные обязательства сторон по увеличению уровня локализации. Со стороны АО «НК «ҚТЖ» ведётся планомерная работа по поэтапному увеличению доли отечественных комплектующих при сохранении технологической совместимости и надежности продукции.
С 15 октября 2025 года вступил в действие запрет на эксплуатацию грузовых вагонов с продлённым сроком службы, что обусловлено мерами безопасности эксплуатации и поэтапного обновления парка грузовых вагонов.
При этом меры принимаются не только на внутреннем рынке. По информации заместителя премьер-министра, в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ инициировано внесение изменений в нормативные документы, предусматривающих запрет на использование устаревших и бывших в эксплуатации литых деталей при капитальном ремонте грузовых вагонов, что дополнительно повысит требования к качеству и безопасности вагонного парка.
«Прорабатываются финансовые инструменты поддержки отечественных производителей комплектующих, такие как предоставление льготного оборотного финансирования, модернизационные кредиты, а также использование инструментов лизинга под локализуемую номенклатуру, что позволит снизить издержки казахстанских предприятий», - сообщил Скляр.
Таким образом, по планам правительства, будет не только повышен уровень безопасности перевозочного процесса, но и увеличится рост загрузки отечественных вагоностроительных и литейных предприятий, объёмы производства комплектующих, что повлечёт создание новых рабочих мест и рост налоговых поступлений.
UTC+00