finance.kz

КАК ОЦИФРУЮТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ

Правила работы единого портала недропользования и условия взаимодействия с инвесторами регламентируют депутаты.

Депутаты мажилиса разработали поправки в Кодекс «О недрах и недропользовании», направленные на реализацию поручений президента. Основная часть поправок касается расширения информации, доступной на едином портале недропользования.

 

Законодательно закрепляется само понятие «единый портал недропользования». Это  - государственная информационная система, включающая электронные информационные ресурсы геологической информации, информацию о предоставленных правах недропользования, решений государственных органов о предоставлении и прекращении прав недропользования и других документов и сведений. На портале будут размещаться географические данные - о территориях предоставленных в пользование участках недр, государственного геологического изучения недр, расположении блоков, территориях проведения ликвидации последствий недропользования, об особо охраняемых природных территориях, землях оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, территориях земель, занятых водоёмами, для нужд обороны и государственной безопасности, населенных пунктов и других территориях, имеющих значение для предоставления прав недропользования. В рамках этого портала также будут автоматизированы государственные услуги в сфере недропользования.

 

Так, на портале будут публиковаться выданные лицензии на недропользование, обмен официальными документами (извещениями) также должен осуществляться через единый портал.

 

Определяется порядок рассмотрения заявлений на выдачу лицензии на разведку твёрдых полезных ископаемых. Всем претендентам придётся участвовать в аукционе. Компании должны будут подавать заявления на разведку, и после проведения соответствующей проверки их данных, будет проведён аукцион. В нём смогут участвовать те компании, по заявлениям которых в результате их рассмотрения компетентным органом не отказано в выдаче лицензии. Вводится требование о том, что уплата по итогам аукциона подписного бонуса, помимо предоставления компетентному органу надлежащего обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий операций по разведке твердых полезных ископаемых, является условием выдачи лицензия на разведку. Неуплата подписного бонуса и (или) непредоставление надлежащего обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий операций по разведке в установленный срок влечёт отказ в выдаче лицензии.

 

При этом возможности отказа в выдаче лицензии на разведку твердых полезных ископаемых лицам расширяются. Отказывать будут компаниям, уклонившимся от уплаты подписных бонусов в течение пяти лет, а также лицам, контролировавшим таких уклонившихся лиц или в составе которых есть такие лица, обладающие контролем. Как отмечается в пояснении, такая практика «приобрела широкое распространение при проведении аукционов, согласно информации компетентного органа». Из-за «сломанных» аукционов страдают добросовестные инвесторы и государство недополучает миллиарды сумм подписных бонусов.

 

Расширяются и возможности для отзыва лицензии на разведку. В настоящее время стало распространенной практикой получение лицензий на разведку и проведение по ней скрытой добычи, в том числе в рамках опытно-промышленной добычи, без доказательств того, что добыча проводится в целях опробования и оценки месторождения. Такое нарушение, по мнению разработчиков законопроекта, носит «неустранимый характер и при выявлении такового компетентный орган должен иметь право немедленно лишать лицензии».

 

Дополнительное требование появится в Соглашениях о переработке. Помимо уже предусмотренных требований об инвестициях в проект и созданию новых или модернизацию действующих производств, добавляется требование о вложениях в инфраструктуру – производственную, энергетическую либо транспортную. Объясняется это требование тем, что «зачастую реализация таких крупных проектов не может обойтись без модернизации транспортной или энергетической инфраструктуры, что в целом рассчитывается экономикой таких проектов». При этом порог по объёму инвестиций для проектов, в рамках которых заключается соглашение о переработке, повышается с действующей планки не менее 7 000 000-кратного до не менее 70 000 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год.

 

Также в законопроекте прописываются варианты инвестиционных преференций, которые может предоставить правительство в рамках соглашения о переработке. Ими  могут быть «любые виды преференций и гарантии стабильности при изменении законодательства, предусмотренные законодательством в сфере предпринимательства и налоговым законодательством Республики Казахстан».

UTC+00

Интересно сейчас

telegram