ПРОДАВАТЬ ГОССОБСТВЕННОСТЬ НАЧНУТ ПО-НОВОМУ
Правила приватизации изменились в Казахстане.
Приватизационные процессы должны стать более открытыми и доступными для потенциальных участников торгов. После неоднократных поручений президента правительством изменена нормативно-правовая база, регламентирующая приватизацию государственного имущества.
Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев ещё на расширенном заседании правительства в феврале 2024 года заявил, что планы по приватизации «формировались по списочному принципу, без анализа необходимости отчуждения, без определения четких условий приватизации». Он обратил внимание и на то, что в свободном доступе отсутствует детальная информация по выставленным на приватизацию предприятиям, также не в полной мере регламентирован и выбор способа приватизации, что создает коррупционные риски.
Правила продажи объектов приватизации, по которым проводились торги всё это время, были утверждены ещё в 2011 году. И только сейчас в них внесены изменения.
Теперь, согласно обновлённым правилам, гарантийный взнос для участия в торгах будет устанавливаться в размере 15% от начальной цены объекта приватизации (ранее и максимальный размер гарантийного взноса ограничивался суммой 30 тыс. МРП). А все действия с гарантийным взносом, в том числе разблокировка и возврат средств, единый оператор торгов осуществляет только через электронный кошелёк пользователя. Использовать каким-либо образом эти средства оператор не может, поскольку они не признаются его собственными активами.
Определено, что объекты приватизации могут быть проданы тремя способами: на торгах в форме тендера либо аукциона; на конкурсе путём двухэтапных процедур; путём прямой адресной продажи стратегическому инвестору. При этом производные ценные бумаги, удостоверяющие права на акции акционерных обществ, принадлежащих государству, подлежат отчуждению по решению правительства (по республиканской собственности) или соответствующего местного исполнительного органа (по коммунальной собственности).
Условия и способ продажи, согласно внесённым дополнениям, обсуждаются комиссией по приватизации и уполномоченным органом соответствующей отрасли, в управлении которого находится данный объект приватизации. При этом руководство акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или предприятия как имущественного комплекса, несёт ответственность за достоверность сведений по объекту приватизации до перехода прав собственности к покупателю. Также закреплено положение о том, что после после публикации извещения о торгах уполномоченный орган и руководство предприятия обеспечивают свободный доступ к осмотру желающим приобрести объект приватизации.
Собственно продажа объекта приватизации должна осуществляться через заключение договора купли-продажи и по цене, определяемой по результатам проведенного тендера, с условием индексации в случае выкупа. При этом индексации подлежит цена объекта приватизации за вычетом гарантийного взноса за весь период доверительного управления или имущественного найма (аренды) до дня заключения договора купли-продажи включительно, исходя из базовой ставки Национального Банка.
Согласно данным Реестра объектов приватизации, за 2024 год приватизировано 6 объектов госсобственности на сумму ₸6,4 млрд. Начиная с 2014 года, приватизировано 286 объектов на общую сумму ₸96,9 млрд.

Источник: Реестр объектов приватизации
UTC+00