ЗАСТАВИТЬ ФИНАНСЫ РАБОТАТЬ НА БЛАГО ЛЮДЕЙ И ПЛАНЕТЫ
Как страны создают устойчивую финансовую экосистему
Источник: ПРООН
Заставить финансы работать на благо людей и планеты призывают в ООН. Фонд INFF опубликовал доклад, в котором представлены достижения, уроки и передовой опыт на сегодняшний день, основанный на опыте стран в использовании подхода интегрированной национальной системы финансирования для ориентации в меняющемся экономическом ландшафте и динамичном характере финансирования развития. INFF — совместная флагманская инициатива Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейского Союза (ЕС) и правительств Италии, Испании и Швеции.
Казахстан — одна из 16 стран, использующих подход INFF на региональном уровне. При этом именно органы местной власти играют ключевую роль в реализации программ, привлечении инвестиций, ориентированных на достижение ЦУР. Поэтому обеспечение их достаточными полномочиями и финансированием имеет решающее значение. Вместе с Казахстаном расширили использование концепции на субнациональный уровень такие страны как Босния и Герцеговина, Колумбия, Эквадор, Гана, Гвинея, Малави, Мексика, Нигерия, Пакистан, Танзания, Замбия, Таиланд, Того, Уганда и Украина.
Каждая стратегия финансирования разрабатывается под руководством страны, с учётом местных условий, приоритетов и задач и внедряется национальными и субнациональными учреждениями. Таким образом, эти стратегии финансирования предполагают использование различных стратегических подходов. Например, в финансовой стратегии Джибути большое внимание уделяется привлечению новых государственных средств. Более половины мероприятий в рамках финансовой стратегии Нигерии сосредоточены на частном финансировании. На Мальдивских островах более 70% проектов направлены на увязку финансирования с устойчивым развитием для достижения большей эффективности. Финансовая стратегия Эфиопии, учитывающая кризисные ситуации, демонстрирует, как увязать финансирование с гуманитарными приоритетами, — отмечается в исследовании.
Источник: ПРООН
Подход INFF предлагает чёткие национальные стратегии, на основе которых глобальные и региональные усилия, такие как стратегия Global Gateway Европейского союза, китайская инициатива «Один пояс, один путь» и партнёрство стран «Группы семи» в области глобальной инфраструктуры и инвестиций, могут привести в соответствие свои инвестиции на страновом уровне. Они также могут способствовать ускорению реформ в международной финансовой архитектуре. В целом, сегодня уже более 85 стран используют INFF в целях усиления финансирования устойчивого развития.
Решения, которые должны быть приняты в течение 2024 и 2025 годов, открывают важнейшие возможности для перестройки финансовой системы таким образом, чтобы она больше соответствовала этим потребностям. Саммит будущего в сентябре 2024 года будет посвящён преобразованиям, необходимым для достижения ЦУР, при этом основное внимание будет уделено реформированию международной финансовой архитектуры. Четвёртая Международная конференция по финансированию развития (FfD4) в Испании, которая состоится в июне 2025 года, также будет посвящена реформе финансовой архитектуры и предоставит возможность обновить финансовые обязательства на национальном и международном уровнях.
Источник: ПРООН
Более 50 стран проводят реформы в своей политике государственного и частного финансирования, сформированной в рамках INFF, при этом процесс диалога и оценки во многих странах ускоряется даже несмотря на то, что стратегия финансирования всё ещё находится в стадии разработки. Многие из этих реформ закладывают основы для долгосрочных преобразований в ключевых финансовых системах — изменения конфигурации бюджетного процесса для приведения расходов в соответствие с ЦУР, учёта рисков, связанных с изменением климата, в управлении финансовыми рынками или создания потенциала для внедрения финансовых инструментов, соответствующих ЦУР. Несмотря на то, что в полной мере последствия этих изменений проявятся ещё не скоро, промежуточные финансовые результаты, достигнутые в результате некоторых более продвинутых реформ, свидетельствуют о масштабах потенциала.
В сфере государственных финансов 32 страны продвигают изменения, направленные на включение приоритетов устойчивого развития в разработку, управление и мониторинг государственных расходов. В Бангладеш, например, вопросы изменения климата в настоящее время включены в основную бюджетную документацию, начиная с циркуляра о первоначальном бюджетном предложении и заканчивая ключевыми показателями эффективности бюджетных программ и отчётами о расходах, представляемыми парламенту. Недавно правительство использовало эту систему, чтобы получить доступ к кредиту в размере $1,4 млрд из Фонда жизнестойкости и устойчивости Международного валютного фонда. В Колумбии правительство создало систему маркировки, в результате которой бюджетные расходы, связанные с достижением ЦУР, за четыре года выросли на 17%, или $10 млрд.
В области налогообложения страны уделяют приоритетное внимание изменениям, направленным как на увеличение мобилизации доходов, так и на приведение налоговой политики в соответствие с приоритетами устойчивого развития. Например, Кыргызстан ввёл в действие новый налоговый кодекс для повышения эффективности и соответствия целям устойчивого развития налоговых льгот, объём которых оценивается в 5% ВВП. Решая вопросы суверенного долга, многие страны внедряют инновации в области выпуска или рефинансирования долга таким образом, чтобы на устойчивой основе высвободить капитал для инвестиций в устойчивое развитие.
Бенин, например, стал первой наименее развитой страной и первым суверенным государством Африки, выпустившим облигации, связанные с достижением ЦУР, что позволило высвободить €500 млн для инвестиций в социальные сектора, экологические проекты и другие области. Индонезия привлекла более $10 млрд посредством диверсифицированных выпусков, последний из которых включал первые суверенные голубые облигации.
В сфере частного финансирования страны уделяют большое внимание обеспечению устойчивости финансовых рынков. Таксономии создаются во многих контекстах, чтобы обеспечить общую основу для классификации устойчивого финансирования и содействия трансграничному притоку частного капитала для финансирования приоритетов в области климата, «зелёного» и социального развития. Стандарты устойчивого инвестирования, а также системы раскрытия информации и отчётности повышают прозрачность и подотчётность компаний за то влияние, которое они оказывают на устойчивость. Например, в Таиланде разработкой «зелёной таксономии» руководила национальная рабочая группа по устойчивому финансированию, оказавшая поддержку в мобилизации дополнительных финансовых средств на цели развития, в особенности привлечённые из частного сектора. Кроме того, Комиссия по ценным бумагам и биржам Таиланда недавно представила руководство по отчётности, основанной на достижении ЦУР, в рамках требований к отчётности в области устойчивого развития для компаний, зарегистрированных на бирже, с совокупной рыночной капитализацией более $480 млрд. Со временем и по мере наращивания потенциала предполагается, что это требование к представлению отчётности превратится из добровольного в обязательное.
Руководство по ЦУР и стандарты воздействия могут стать как возможностью для бизнеса, так и новым способом повышения конкурентоспособности листинговых компаний и делового сектора Таиланда. Сегодня компании хотят инвестировать в страну, у которой есть более чёткий путь к устойчивому развитию, — приводят авторы доклада мнение премьер-министра и министра финансов Таиланда Сеттхи Тхависина.
Такие страны, как Кабо-Верде, также внедряют инновации в области новых финансовых инструментов. Фондовая биржа Кабо-Верде запустила Blu-X, первую в мире платформу устойчивого финансирования «голубой экономики», которая на сегодняшний день привлекла более €35 млн посредством различных эмиссий.
Страны поощряют инвестиции в конкретные области, которые являются катализаторами прогресса в достижении ЦУР. Многие страны собирают рыночную информацию о перспективных областях инвестирования, обладающих высоким потенциалом достижения ЦУР, и поощряют инвестиции в этой связи: например, в Нигерии фирмы, участвующие в нескольких проектах общей стоимостью $175 млн, получают оборудование для привлечения инвестиций.
Смешанное финансирование и государственно-частное партнёрство используются для увеличения размеров инвестиций в ключевых областях и усиления влияния частного капитала за счёт обеспечения расширенного доступа для населения «последней мили». Например, в Сенегале кредитные гарантии Африканского банка развития позволили привлечь €400 млн для инвестиций в экологическую и социальную сферу, в то время как Банк развития Уганды создал механизм финансирования в области изменения климата, предоставляющий доступное финансирование для сельского хозяйства, инфраструктуры и низкоуглеродной промышленности с учётом климатических условий.
В целом анализ реформ, проведённых в 17 странах, свидетельствует о привлечении новых финансовых средств на сумму около $16 млрд и усилении увязки с ЦУР, а также о масштабах финансирования, увязанного с ЦУР, в размере более $32 млрд.
Стратегия Мальдивских островов в области финансирования борьбы с изменением климата, учитывающая гендерные аспекты, направлена на переход от экономики, основанной на ископаемом топливе, к экономике, в которой финансирование соответствует повестке дня в области устойчивого развития и включает в себя учёт рисков, связанных с устойчивостью.
Мальдивы — одна из более чем 10 стран, которые уже увязали INFF как с НПР, так и с ОНУВ. Мальдивы рассматривают все формы финансирования развития, по сути, как финансирование борьбы с изменением климата, учитывая их хрупкие экосистемы.
UTC+00