finance.kz

ИНДЕКС ФИНГРАМОТНОСТИ КАЗАХСТАНЦЕВ СОСТАВИЛ 40,5%

Умение управлять своими финансами продолжает снижаться
ИНДЕКС ФИНГРАМОТНОСТИ КАЗАХСТАНЦЕВ СОСТАВИЛ 40,5%

Изображение: ar130405/Pixabay


Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка провело четвёртое исследование основных показателей финансовой грамотности населения. Впервые за время проведения подобных исследований оценивалось поведение потребителей при оформлении потребительских кредитов и раскрытие полной информации со стороны менеджеров банка об условиях кредита и ответственности в случае наступления просрочки по займу.


Всего в опросе АРРФР участвовали 3 тыс. человек из трёх городов республиканского значения и всех областей Казахстана. Результаты позволяют проследить динамику таких показателей как управление собственными финансовыми средствами, умение использовать финансовые услуги и информированность о финансовой системе.


В 2023 году индекс составил 40,5% (в 2022 г. – 40,3%; 2021 г. – 39,52%; 2020 г. – 39,07%). Текущее исследование продемонстрировало преимущество уровня информированности населения – 42,8% (в 2022 г. – 41%, в 2021 г. – 35,5%). При этом, наиболее уязвимым звеном является «Управление собственными финансовыми средствами» – 38,6% (в 2022 г. – 39,6%, в 2021 г. – 42,57%). Средний показатель зафиксирован в сфере использования финансовых услуг – 40,1% (в 2022 г. – 40,1%; 2021 г. – 40,5%).


финграм аррфр.jpeg


Категория «Управление собственными финансовыми средствами» указывает на навыки распределения доходов и расходов в динамике. Почти треть респондентов или 30,2% самостоятельно принимают решения о распределении финансовых средств и это характерно для категории 50-63 лет. 35,6% респондентов от 30 до 49 лет  доверяет свои деньги родителям. Каждый пятый респондент делегирует супругу или супруге и лишь 18,2% ведут общий бюджет. При этом участники исследования назвали наиболее важные аспекты финансовой жизни: своевременная оплата счетов (48,4%), рациональный подход к покупкам (46,4%) и мониторинг бюджета (43,9%).


В случае сверхлимитного расхода почти каждый третий респондент брал в долг (38,9%) и воспользовался кредитом (35,9%), из которых 12,5% прибегают к микрокредитам, 7,5% оформляют онлайн-кредит. Четверть использовала личные сбережения (23,7%), еще 13,1% снимали средствами с депозита.


Накопительный опыт респондентов показал, что 48,2% откладывают деньги. Динамика последних трёх лет показывает, что количество граждан, способных формировать сбережения после уплаты ежемесячных обязательных трат, умеренно растёт: для сравнения так делали 30,6% граждан в 2020 году, 31,4% – в 2021 году и 31,5% в прошлом году. Мотивационный фактор приумножения своих сбережений характерен для 24,5%, которые собирают деньги на определённые покупки. Стабильность в аккумулировании финансовых средств отмечается у 16,3% населения.


Умение использовать финансовые услуги указывает на ту или иную финансовую продукцию/услугу, пользующуюся популярностью среди потребителей в прошлом, в настоящем и будущем. Так за последние два года наиболее распространёнными услугами были автокредитование (43%), пенсионный аннуитет (40,3%), потребительский кредит (39,9%) и дебетовая карта (39,8%).


74,3% респондентов отдают предпочтение различным видам депозитов (образовательный - 39,1%, другие виды депозитов – 35,2%). Такой показатель говорит о росте накопительных навыков у населения. Среди других продуктов, актуальных в настоящее время, значительную часть составляют ипотека (39,9%) и онлайн кредиты (36,7%).


К наиболее выгодным условиям при оформлении кредита стремится почти половина участников опроса. Процентная ставка при оформлении потребительского кредита является важным фактором для 45,6% респондентов во всех регионах Казахстана. Срок кредитования важен для 21,5% опрошенных, в основном из Западно-Казахстанской области  (30,7%), Карагандинской (27,3%) и Атырауской (26,7%) областях.


При принятии решения оформить потребительский кредит респонденты понимают обязательность возврата в определенный срок (39,8%).Импульсивное потребительское мышление характерно для 33,6% респондентов в основном из Северо-Казахстанской области (37,3%), Жамбылской (37,3%) и Туркестанской (38%) областях. Напротив, о высоком уровне финансовой осознанности отмечали в Атырауской (47,3%)и Улытауской (48%) областях.


Информация об уровне дохода  при оформлении заявки на кредит, у 38,2%  респондентов чаще всего была завышена. Еще 22% не всегда указывают корректно доход, и скорее всего, судя по ответам респондентов, завышают для большей вероятности одобрения займа. 6,1% никогда не указывали свой реальный доход. И только 26,9% не искажают информацию и предоставляют достоверные данные.


В гендерном разрезе женщины чаще идут на фальсификацию реальных данных о доходах (39%). Не всегда указывают корректные данные и завышают свой доход в большей степени респонденты среднего возраста – 30-49 лет (23,3% и 38,8%). Также очень часто завышают свой доход при подаче заявки на кредит, люди пенсионного возраста (43,8%).


Среди финансовых организаций наибольшая популярность остается у Kaspi Bank – 46,1% (в 2022 г. показатель составлял 40,2%). В ТОП-3 банков по использованию услуг также вошел Halyk Bank у которого показатель составил 25,7% (в 2022 г.- 39,1%), третье место, как и в прошлом году остаётся у Отбасы банк – 8,1% (в 2022 г. – 20,3%).


Основными источниками знаний по финансам являются социальные сети (48,2%). Значительным ресурсом - бесплатные курсы (27%), которые популярны у молодёжи 18-29 лет (29,8%) и у людей в возрасте 50-63 года (29,7%). Люди реже готовы платить за подобные знания и ходить на курсы (12,1%).


В АРРФР отметили, что чаще всего информация в социальных сетях и на бесплатных курсах является фрагментированной и базовой, напротив, локализованный материал в виде роликов на YouTube (3,1%) или специализированная литература (4,6%) меньше привлекает респондентов. При этом, последние наиболее популярны среди информантов с послевузовским уровнем образования (10,1%). Еще 12,8% вовсе не интересуются финансовым образованием.


Раздел «Финансовое мошенничество» остаётся актуальным для исследования второй год подряд ввиду применения более  изощрённых и сложных методов обмана граждан. В разрезе регионов исследователи обратили внимание на показатели по западным регионам Казахстана: Атырауской (27,3%), Актюбинской (26,7%) и Мангистауской (26%) областей, где респонденты чаще указывали на то, что сталкивались с мошенничеством.


Жертвами мошенников чаще всего становится молодежь от 18 до 29 лет (23,1%) и люди старшего возраста 50-63 лет (24,9%). Наиболее распространённым видом финансового мошенничества является телефонное интернет-мошенничество «вишинг» (31,5%). При этом, чаще всего мошенники связываются со своими жертвами посредством звонка на мобильный или городской телефон (45,6%).


С 2017 г. по 2022 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела специализированное углубленное межстрановое исследование по определению, оценке и анализу уровней финансовой грамотности населения стран СНГ. В исследовании участвовало  8 стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Российская Федерация). Казахстан участвовал как в первой (2017 г.), так и во второй волне (2021 г.) исследования. Согласно данным второй фазы полевых работ (2021 г.) средний показатель финансовой грамотности по СНГ равен 55,8%. Казахстан вошел в тройку лидеров – 59,6%. Беспрецедентным лидером заявила себя Беларусь (61,4%). На последнем месяце оказался Азербайджан (45,9%). В целом, показатели ниже среднего были зафиксированы в 4 из 8 стран.

UTC+00

Интересно сейчас

Похожие новости
telegram