БИЗНЕС ПРЕДУПРЕЖДАЕТ О ПОВЫШЕНИИ ЦЕН ИЗ-ЗА НОВЫХ РЕГУЛЯТОРНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Установка навигационных пломб на жд транспорте увеличит тарифы почти на треть.
Введение обязательного отслеживания железнодорожных перевозок с помощью навигационных пломб приведёт к удорожанию стоимости транспортировки грузов, и, соответственно, к росту цен на конечные товары. Такие опасения высказывают представители транспортного бизнеса Казахстана.
Введение навигационных пломб запланировано в 2025 году и коснётся всех грузов, которые пересекают границы двух и более стран ЕАЭС. Согласно информации, опубликованной на сайте НПП «Атамекен», процесс установки, отслеживания и снятия одной пломбы обойдется в ₸150 268 без НДС, что повлечёт расходы для отечественного бизнеса.
«По предварительным расчётам, стоимость установки и использования одной пломбы может вызвать рост цен на перевозки грузов на 20-30%. Это приведёт к увеличению себестоимости экспортных перевозок, росту финансовой нагрузки на предпринимателей и, что еще важнее, - подорожанию товаров для конечного потребителя. Всё это может ударить по конкурентоспособности перевозчиков Казахстана на международных рынках», - отметила генеральный директор КазАПО Салтанат Адамбаева на совещании в НПП.
Также бизнес указывает на риски для государства: во избежание дополнительных затрат грузоотправители будут выбирать альтернативные маршруты, предпочтя путь через Россию. Это грозит снижением объёмов перевозок через Казахстан и возможными экономическими потерями для страны.
Бизнес-сообщество предложило новую модель тарифов – они должны покрывать исключительно расходы на отслеживание грузов. А все остальные затраты, такие как содержание компании и закупка оборудования, должны быть обеспечены за счёт внешнего финансирования (банковские займы или гранты).
По словам Управляющего директора Департамента логистики и перевозок НПП Жасулана Маралбаева, навигационные пломбы не должны быть бременем для перевозчиков. Напротив, их внедрение должно помочь минимизировать административные барьеры и расходы. Главное – обязательное использование пломб должно избавить перевозчиков от бесконечных досмотров и лишних таможенных формальностей.
Бизнес-сообщество предлагает государственным органам и организациям, ответственным за внедрение навигационных пломб, приостановить процедуру рассмотрения тарифов на услуги применения навигационных пломб до завершения всех необходимых процедур, а также рассмотреть возможность продления для Республики Казахстан сроков внедрения отслеживанию железнодорожных перевозок с применением навигационных пломб до 31 декабря 2026 года. Необходимо провести анализ рисков для государства, связанных с возможной потерей объёма транзитных грузов в результате увеличения стоимости перевозок, провести оценку влияния обязательного оснащения железнодорожных грузов навигационными пломбами на транзитный, экспортный и импортный потенциал Казахстана.
Мнение государственных органов по данным предложениям не приводится.
UTC+00