ПРЕКРАСНОЕ НЕПОДАЛЁКУ: ГДЕ ОТДЫХАЮТ КАЗАХСТАНЦЫ ДОМА?
Внутренние туристы любят останавливаться бесплатно
Фотограф: Oleksandr P
По крайней мере об этом говорят данные исследования Freedom Finance Global о состоянии туристической отрасли в стране. Так, две трети отдыхающих предпочитают останавливаться у родственников или друзей. В гостиницах размещаются только 13,4% внутренних туристов. Ещё 12,1% воспользовались услугами аренды квартир.
В целом, каждая гостиница обслужила в среднем 919 посетителей с января по июнь текущего года. Наиболее высокая загрузка наблюдается в Алматы – в среднем 2,8 тыс. на один объект. Менее популярны места размещения в областях Абай и Жетысу. В среднем каждый турист заплатил гостинице ₸27,4 тыс.
Большую часть расходов казахстанцы при выездном отдыхе тратят на покупки. На это уходит почти 30% средств. Почти столько же уходит на дорогу. Третья строчка в статье расходов – питание, 22,3% бюджета. По размерам трат на отдых лидируют алматинцы. На жителей южной столицы приходится 10% всех средств, потраченных нашими соотечественниками на внутренний туризм.
При этом самыми активными в поездках по стране стали жители Туркестанской области. Тут отдыхали в пределах республики 834 тыс. человек. 800 тыс. внутренних туристов насчитали в Алматинской области. Чуть меньше выезжали за пределы города астанчане. Не так популярны внутренние направления в Атырауской и Улытауской областях. Стоит отметить, что внутренние туристы редко покидают пределы своего региона. 60% туристов из Астаны путешествуют по Акмолинской области; туристы из Алматы – по соседним Алматинской (30,1%) и Жетысуской (23,1%) областям; 30,7% туристов из Шымкента предпочитают оставаться в Туркестанской области. Однако Астана и Алматы привлекают жителей почти со всей страны. Эти города за 2022 год посетили 1,05 млн и 881 тыс. человек соответственно.
Эксперты полагают, что рынок внутреннего туризма будет развиваться, но это будет зависеть от возможностей кредитования и налогообложения бизнеса со стороны государства. Часть экспертов полагает, что существующие инфраструктурные проблемы снизят уровень удовлетворенности потребителей и тормозить развитие рынка. Однако выездной туризм будет пользоваться тем же уровнем популярности, а при открытии новых направлений возможно увеличение популярности выездных туров, - отмечают авторы исследования.
Абсолютное большинство экспертов прогнозирует рост цен на рынке внутреннего туризма. Даже возможный рост конкуренции вряд ли сможет остановить рост цен, считают участники исследования.
Ключевые направления для заработка:
– организация досуга и предоставление снаряжения для туристов;
– продвижение «идейного» отдыха, т. е. не только предоставление места отдыха, но и идейное наполнение туров (например, винный туризм (энотуризм), пешие туры, глэмпинги в красивых природных локациях и т. д.);
– организация этнографических туров (в аулы), совмещенных с гастрономическим туризмом;
– разработка турпродуктов для посещения малоосвоенных территорий (часть ВКО, центральный и северный регионы РК);
– реновация существующих санаторно-курортных зон, построенных в советский период;
– увеличение количества мест размещения среднего ценового диапазона.
UTC+00