ДЕСЯТКИ КАЗАХСТАНСКИХ ФУР ЗАСТРЯЛИ НА ГРАНИЦЕ С КИТАЕМ
Груз казахстанских предпринимателей больше 11 дней простаивает на таможенном посту Нур Жолы.
О возникшей проблеме сообщает пресс-служба Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». В числе причин задержки называется отсутствие одобрения на выпуск со стороны КГД МФ РК. В процессе задержки некоторые из фур подвергались повторному таможенному досмотру со стороны КГД МФ РК, по окончании которого по сей день не был предоставлен акт досмотра с указанием причин и результатов его проведения.
Заместитель председателя «Атамекен» Тимур Жаркенов обратился к председателю Комитета госдоходов минфина Жандосу Дуйсембиеву с письмом, в котором сообщил о проблеме касательно неправомерных задержаний органами государственных доходов в пунктах пропуска на казахстанско-китайской таможенной границе автотранспортных средств, перемещающих товары международной торговли.
«В жалобах отмечается, что без объяснения причин, на основании устных указаний должностных лиц Главного диспетчерского управления сроки выпуска товаров затягиваются на 1-2 недели, иногда грузы подвергаются повторным таможенным досмотрам», - отмечает Тимур Жаркенов.
Тимур Жаркенов утверждает, что компании-перевозчики, вовлеченные в ситуацию, несут растущие убытки, связанные с таможенным оформлением, простоями, невыполнением договорных обязательств и так далее.
«Такая же картина у нас складывалась в конце 2022 – начале 2023 годов, когда скопление машин на границе с Китаем составляло порядка нескольких тысяч, в связи, с чем мы с коллегами были вынуждены в составе особой проверки с генеральной прокуратурой выезжать на данный пост. Работа по стабилизации ситуации на границе проводилась в течение месяца. Несмотря на то, что в прошлый раз было много моментов, связанных с техническими проблемами, складывалось впечатление определенной борьбы интересов. На текущий момент снова складывается впечатление, что как только начинается Новый год, а вместе с этим растут и объёмы товарооборота, возникают проблемы на границе – по каким-то рукотворным причинам. В течение года проблем нет – и вдруг в конце года возникают проблемы, которые ранее почему-то отсутствовали», - дополняет зампред «Атамекен».
В пресс-релизе нацпалаты предпринимателей говорится о том, что они призывают руководство таможенных служб КГД вмешаться в данную ситуацию и не допустить того «неформального произвола, который сейчас происходит с автомобилями на границе».
В качестве примера, НПП приводит сообщения одной из пострадавших компаний - ТОО «Jana Post», которая сообщает о серьезных убытках из-за задержек, включая операционные расходы, штрафные санкции и потерю клиентов, заказавших товары для Нового года. На сегодняшний день компания имеет 17 грузовых автомобилей, которые простаивают на границе.
В заявлении в Главную транспортную прокуратуру руководство «Jana Post» отметило, что несёт убытки в размере 25 000 000 тенге в сутки.
Отметим, что тема увеличения товарооборота между Казахстаном и КНР обсуждается на самых высоких уровнях. Так, совсем недавно на территории Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» состоялась встреча руководителей приграничных таможенных органов Республики Казахстан и Китайской Народной Республики. Одним из приоритетных вопросов, вынесенных на обсуждение, стало увеличение пропускной способности пунктов пропуска».
UTC+00