12 РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РК
Стоимость транспортировки может вырасти в 4 раза
Изображение Alexandra_Koch/Pixabay
По доказанным запасам нефти Казахстан занимает 12 место в мире, по запасам газа – 22 место. В 2022 году налоговые поступления от экспорта казахстанской нефти выросли более чем в 2 раза – до $13,87 млрд против $6,11 млрд в 2021 году. По итогам прошлого года добыча нефти составила 84,2 млн тонн (2020 год – 85,65 млн тонн, 2021 год – 85,88 млн тонн). План добычи нефти и газового конденсата на 2023 год – 90,5 млн тонн. При этом в отрасли немало текущих проблем. Свои варианты решения эксперты представили в сборнике аналитических материалов по вопросам социально-экономического развития «QAZAQSTAN: На пути к модели устойчивого развития».
В результате геополитических событий в мире нефтяная отрасль Казахстана столкнулась с проблемами транспортировки нефти, пишут эксперты. Нефтяные компании Казахстана и уполномоченные органы в 2022 году начали продумывать и развивать дополнительные маршруты поставок нефти в ЕС, минуя транзит через систему Каспийского трубопроводного консорциума. Помимо того, что через КТК транспортируется порядка 80% всей экспортной нефти, данный маршрут также остаётся самым дешёвым из всех транспортируемых ($38 за тонну), остальные виды транспортировки составляют от $28 до $140 за тонну нефти, с сохранением определённых рисков.
В целом через территорию России в 2022 году транспортировалось 98% нефти Казахстана. Остальные 2% пришлись на иные маршруты: железнодорожная транспортировка до Узбекистана, в направлении Китай, а также маршрут Баку – Тбилиси – Джейхан (далее – БТД). Таким образом, основной проблемой экспорта казахстанской нефти является полная зависимость от нефтепровода КТК, поскольку геополитическая обстановка продолжает угрожать экспортному потенциалу, проходящему через территорию РФ. К 2025 году Казахстан планирует нарастить объёмы добычи сырой нефти до 100 миллионов тонн в год, что на 20% больше, чем в настоящее время. Работа же КТК периодически прерывается.
Немаловажным аспектом косвенных проблем, влияющих на развитие транспорта казахстанской нефти, являются:
1. Многие независимые нефтегазовые эксперты заявляют, что их компетенция и предложения не учитываются со стороны уполномоченных государственных органов. Взаимодействие уполномоченных органов с независимыми экспертами проходит на низком уровне, что в свою очередь порождает закрытость данных для возможного внешнего анализа.
2. Официальная информация МЭ РК по балансу нефти и газового конденсата разнится с данными Казмунайгаза и нефтегазовыми предприятиями Казахстана.
3. Износ магистральных сетей нефтепровода составляет 60%, газовых – до 75%.
4. По предварительному анализу потери нефти при транспортировке за 2022 год составляют 1 млн тонн нефти или 1,15% от общего экспорта нефти. Согласно плану, на 2023 год, потери нефти могут достигать до 1,5 млн тонн, что в совокупности равняется объёму транспортируемой нефти Казахстана по направлению в Китай.
5. Отсутствует глубокое комплексное исследование потенциала нефтегазовой отрасли Казахстана с отражением текущей информации и модулированием будущих показателей разведки, добычи, переработки и транспортировки нефти и газа.
6. Перебои в электроэнергии в Казахстане негативно влияют на добычу нефти и газа и, соответственно, на ее транспортировку, а также на быстрый износ производственных активов. К примеру, за 2,5 года по информации Казмунайгаза, потери добычи нефти КМГ из-за перебоев в электроэнергии составили 279 000 тонн нефти или порядка 70 млрд тенге, при этом, помимо предприятий Казмунайгаза, имеются ряд других коммерческих нефтегазовых предприятий, по которым данный расчёт не ведётся.
Маршрут КТК подвергается постоянным рискам – остановка ВПУ, отсутствие некоторых импортозамещающих материалов на морском терминале КТК, атака дронов на танкера, геополитическая обстановка в мире. К примеру, при недавней остановке нефти на КТК Министерством финансов Республики Казахстан оценил ущерб казахстанских экспортёров в 100–150 млрд тенге за месяц простоя, при этом план по экспорту нефти через КТК в 2023 году увеличится на 4,5 млн тонн нефти по сравнению с прошлым годом, что усиливает риск возможного ущерба. Маршрут нефти Казахстана Атырау – Самара, а также по направлению «Дружба» (13,52%) проходит по территории РФ, Украины и Беларуси, что также увеличивает риски геополитической обстановки. Маршрут по направлению БТД имеет риск возможного повторения землетрясения на территории «Джейхан», а также геополитических рисков между Азербайджаном и Арменией. Зарубежные акционеры крупных проектов Казахстана (ТШО, НКОК, КПО) не желают перенаправлять добываемую нефть по другим направлениям по причине дороговизны цены транспорта нефти.
Учитывая вышеописанные доводы и геополитические риски в мире, эксперты предлагают рассмотреть ряд предложений по улучшению системы транспортировки нефти и газа:
1. Диверсифицировать транспортировку нефти Казахстана в ближайшие 3 года в сторону направления БТД (морской порт Актау) до 5 млн тонн нефти, а в течение 7 лет – до 35 млн тонн нефти, через порты Актау с вложением инвестиций на развитие соответствующей инфраструктуры (по прогнозам экспертов ориентировочно порядка $6 млрд). Данные объёмы к 2030 году составят до 40% экспорта нефти от общего баланса транспортировки нефти страны. При этом необходимо учесть, что стоимость транспортировки нефти будет в 3-4 раза дороже направления КТК ($38 против $120 за тонну) и, соответственно, это уменьшит денежные поступления в экономику Казахстана.
2. Усилить направления транспортировки нефти по нефтепроводу Казахстана в сторону Китая до 6,5 млн тонн в течение последующих 3 лет (текущее 1 млн тонн), (имеется транзит нефти РФ через территорию Казахстана в размере порядка 10 млн тонн), так как цена транспортировки нефти ориентировочно составляет $48 за тонну нефти. При этом необходима модернизация нефтепровода 455 км и строительство 2-х нефтеперекачиваемых станций (итого 274 млрд тенге) Необходимо обеспечить закупки нефти Казахстана по мировым ценам со стороны Китая и определить экспортёров нефти Казахстана. Добыча нефти, которая в настоящее время в основном идёт с нефтяных компаний Актюбинской и Кызылординской областей, стремительно падает и, соответственно, данные объёмы транспортировки нефти можно будет направлять с месторождения Тенгиз, так как планируется будет увеличение добычи нефти.
3. Усилить направление транспортировки нефти в сторону Узбекистана нефтепроводом и далее железнодорожным путем. Узбекистан уже отметил готовность принимать объёмы нефти Казахстана с текущих 400 тыс. тонн до 3 млн тонн нефти до 2028 года (увеличение в 7,5 раза), цена транспортировки согласно данным Argus $45 за тонну. Также необходимо рассмотреть вариант строительства прямого трубопровода до Узбекистана. При этом при увеличении мировой цены нефти, Узбекистан не будет готов осуществлять стабильный закуп нефти.
4. Дальнейшее развитие направления Атырау – Самара, а также по направлению «Дружба» (транспорт нефти в Европу) (13,52%) полагаем нецелесообразным в долгосрочной перспективе, так как транспорт нефти проходит через территорию РФ, Украины и Беларуси, что также увеличивает риски геополитической обстановки и не уменьшает объёма транспортируемой нефти через территорию РФ. Цена транспортировки является самой дешёвой для Казахстана $28 за тонну нефти. Однако Белоруссия заявила, что поднимет цены на транзит нефти через ее территорию до 85%, а Украина до 23%, что увеличит стоимость транспортировки нефти до $46–48, что в принципе также является гораздо дешёвым способом по сравнению с БТД
5. В случае принятия решения со стороны уполномоченных государственных органов, что транспортировка нефти будет наращиваться по КТК, который в настоящее время является самым дешёвым и быстрым способом доставки нефти, и что КТК расширил мощности приёма нефти до 72,5 млн тонн для казахстанской нефти, а также консорциум КТК полностью окупил себя с момента ввода в эксплуатацию, Казахстану можно требовать дисконт за транспортировку нефти у КТК в размере 10–20%. Казахстанские экспортёры (ТШО, НКОК, КПО) наращивают объёмы транспортировки нефти, предоставляют гарантию транспортировки нефти, КТК выплачивает уже дивиденды акционерам. Данное предложение ориентировочно придаст экономике Казахстана дополнительную прибыль в размере до $100 млн в год или 45 млрд тенге.
6. Следует обратить особое внимание вопросу износа магистральных нефтегазопроводных сетей, который составляет в настоящее время до 60% по нефтепроводам и до 75% газопроводам. Это может повлиять на объёмы транспортировки нефти и газа Казахстана.
7. Необходимо усилить бесперебойную подачу электроэнергии при добыче и транспортировке нефти. К примеру, за 2,5 года по информации АО «Казмунайгаз», потери добычи нефти и упущенная выгода КМГ из-за перебоев в электроэнергии составили 279 000 тонн нефти или порядка 70 млрд тенге, при этом, помимо предприятий АО «Казмунайгаз», имеются ряд других коммерческих нефтегазовых предприятий, по которым данный расчёт не ведётся.
8. В качестве предложения МЭ РК и заинтересованным государственным органам Республики Казахстан, а также независимым экспертам предлагается дополнительно изучить потенциал потерь нефти при транспортировке нефти, который ориентировочно составляет в диапазоне от 1 до 1,5 млн тонн нефти в год.
9. До 2030 года необходимо завершить модернизацию по увеличению мощностей переработки ШНОС (Шымкентский нефтеперерабатывающий завод) с 6 млн до 12 млн тонн нефти.
10. МЭ РК необходимо провести глубокое комплексное исследование потенциала нефтегазовой отрасли Казахстана с отражением текущей информацией и моделированием будущих показателей разведки, добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, так как у внешних экспертов и сотрудников министерств Республики Казахстан отсутствует комплексное видение развития отрасли.
11. Привлекать нефтегазовых экспертов в работе МЭ РК, учитывать их мнения и проведённый анализ в улучшении работы отраслевых показателей.
12. Рекомендуется создать проектный офис при Парламенте Республики Казахстан (Сенат или Мажилис) с привлечением независимых экспертов и заинтересованных государственных органов по развитию ТЭК, ГМК и экологии, так как имеется необходимость в независимом анализе работы государственных органов и выработки предложений по их улучшению.
UTC+00